История термина «пресуществление» в православном богословии — ...

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025
В начало текстаВ конец текста
Еще можно добавить, что говоря о субстанциональном присутствии Христа в Евхаристии, Фома сравнивает с мыслью об истинном присутствии Христа в том же таинстве, тем самым пытается дать несколько определенное понятие о евхаристическом теле Христовом. Подводя итог вышеизложенному учению о Евхаристии, хотелось бы отметить, что в рассуждениях Фомы Аквината термин transsubstantiatio обозначает собой не что иное, как идею о непостижимости преложения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христа. Обращение к термину transsubstantiatio имеет своей целью не низведение претворение к явлениям естественного порядка, а напротив выделение его из ряда последних, и подчеркнуть его смысл, как акта сверхъестественного, совершаемого одной только силой Бога. Термин transsubstantiatio «является у Фомы Аквината внешней печатью мысли о евхаристическом претворении» [147]. «И если таким образом термин transsubstantiatio представляет из себя запечатление веры в непостижимость превращения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христа, то ясно, что с исповеданием этой веры можно признать и термин, выражающий эту веру» [148]. Глава 3. Свидетельства о термине «пресуществление» в Восточной Церкви Православная Церковь, хотя и находилась еще в тяжелых обстоятельствах (турецкое господство, апостасия Лукариса, попытки осуществления богословского и духовного ренессанса) , сумела сформулировать евхаристическое учение о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, верно следуя соответствующему учению древней Церкви и не отвергая термин пресуществление, каковой и был официально утвержден Поместным Константинопольским Собором 1691 года. Термин «пресуществление» и та истина, которую он выражает применительно к таинству Божественной Евхаристии, составили центральную тему в 17 веке. Но до 17 века, следует рассмотреть учение о пресуществлении, и свидетельства, которые имеются после разделения Церквей на Западную и Восточную.

3. 1 Письмо Михаила Палеолога В рассмотрении этой главы необходимо найти ответ на вопрос, когда термин пресуществление (µετουσίωσις) появился в Церкви Восточной? Логично начать со свидетельства, которое доказывает, что термин пресуществление был известен восточным христианам еще в XIII веке. Да это свидетельство нельзя назвать характерным для восточного евхаристического богословия, но как историческое, оно заслуживает упоминания. Император Восточной империи Михаил Палеолог в своем письме к папе Григорию X, это период Лионского собора 1274 года., перечислив все таинства, которые содержит Церковь, останавливается после на Евхаристии и говорит следующее: «Священнодействие же Евхаристии на опресноках совершает оная Римская церковь, могучая и учащая, что в этом священнодействии хлеб в Тело, а вино в Кровь Господа Иисуса Христа пресуществляются (μετουσιου̃νται) » [149]. Свидетельство Михаила Палеолога стоит совершенно одиноко во весь период XIII-XIV веков. Ввиду этого, да к тому же как свидетельство человека светского, а не представителя Церкви, оно особенного значения не имеет и не может говорить о распространенности термина пресуществление среди греков XIII века. Одна из гипотез объясняет появление термина в письме императора Михаила, что когда он был на Лионском соборе и там без сомнения мог слышать слово transsubstantiatio и, считая его правильно выражающим учение Восточной Церкви о таинстве Евхаристии, употребил его в своем письме к папе.

Николая Кавасилы Святой праведный Николай Кавасила, богослов-мистик XIV века, раскрывает более полно свое учение о Евхаристии в труде «Изъяснение Божественной Литургии». Кавасила нам говорит, что «В священнодействии Святых Тайн Дары прелагаются (μεταβολή) в Божественное Тело и Кровь» [150]. До того как говорить о претворении евхаристических даров в Тело и Кровь, Кавасила настаивает также на преображении в жертву хлеба и вина, находящихся на жертвеннике. Конкретно, он объясняет, что жертвоприношение агнца представляет собой изменение состояния: факт перехода из состояния ягненка, не принесенного в жертву в состояние ягненка принесенного в жертву. Он считает, что «подобное происходит во время Божественной Литургии, когда простой, не освященный хлеб трансформируется в Тело Христово, которое воистину освящено» [151]. Таким образом, для Кавасилы, в Божественной Литургии присутствуют два изменения. Обычный хлеб, сначала становится принесенным хлебом, затем из принесенного хлеба он преображается в Тело Христа: «А так как в обоих отношениях в нем произошла перемена: из не жертвы он сделался жертвою, а из хлеба — Телом Христовым, то оное заколение, созерцаемое не в хлебе, а как бы в предлежащем Теле Христовом, есть и называется принесением в жертву не хлеба, а Агнца Божия» [152]. Для Кавасилы, как и для других отцов, претворение принесенных хлеба и вина в Тело и Кровь Христа происходит во время анафоры, когда священник « молится и просит чтобы Всесвятый и всемогущий Дух Божий, почив на них, преложил (μεταβληθῆναι) хлеб в самое честное и святое Тело Христа, а вино — в самую честную и святую Кровь Его. После сих слов все священнодействие окончено и совершено; дары освящены, жертва уготована, великий и священный Агнец, закланный за грехи мира, зрится лежащим на священном престоле » [153].
  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сщмч димитрий добросердов архиеп можайский викарий московской епархии прпп амвросий астахов пахомий туркевич сщмч иоанн хренов прмц татиана(бесфамильная мчч николай(рейн василий(ефимов мцц мария(волнухина надежда(ажгеревич | слово архимандрита арсения яковенко произнесённое декабря 2005 года свято-успенском соборе cвято-успенской святогорской лавры вечерним богослужением при наречении епископа святогорского | арх сихаил сщмч сисиний преподобные иов многострадальный иоанн многострадальный мученики уар иулита кириак прп пафнутий боровский икона xix галерея эдуарда роттанна берлин | имп никифор iii вотаниат арх михаил свт иоанн златоуст миниатюра гомилий свт иоанна златоуста 1079–1081 paris coislin fol | праотец авраам пророки моисей царь давид пророки иеремия исаия роспись святых кирилла мефодия праге 1947–1955 мастер инокиня иоанна рейтлингер рейтлинге |

Источник текста


Постоянная ссылка: История термина «пресуществление» в православном богословии — Владимир Юргенсон
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера