Источник текста

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия


КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии) , расположен в с. Колюпанове Алексинского р-на Тульской обл., на правом берегу р. Оки - месте подвигов блж.

По преданию, до XVII в. на месте К. м. существовал небольшой мон-рь с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. Возможно, в Смутное время эта обитель была разорена и не возобновлялась.

3 июля 1695 г. в Колюпановке (ныне Колюпаново) была освящена приходская деревянная ц. в честь «Явления иконы Пресвятыя Богородицы Казанския», о чем свидетельствовала надпись на храмозданном кресте, хранившемся в колюпановской церкви. 27 июля 1779 г. эта церковь сгорела от удара молнии, но при пожаре уцелело неск. реликвий: холщовый антиминс, освященный 5 июля 1760 г. митр. Московским Тимофеем (Щербацким) , 2 напрестольных и храмозданный деревянный крест. Среди сохранившихся святынь упоминается и чтимый список Казанской иконы Божией Матери (XVII в.) . После пожара святыни и реликвии были переданы в закрытый храм свт. Николая Чудотворца (1747) соседнего с. Фомищева. Помещица Аграфена Андреевна Бобрищева-Пушкина подала прошение еп. Коломенскому и Каширскому Феодосию о строительстве на месте сгоревшего нового храма, но получила отказ по причине малочисленности и бедности прихода. Но спасенная от пожара Казанская икона «явила свое чудо»: исчезла из закрытой церкви с. Фомищева и была обретена на березе близ сгоревшего храма. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины перенесли икону в свой дом, стали усиленно молиться и ходатайствовать перед архиереем о разрешении построить на месте сгоревшего новый храм в честь чудотворного образа. Так, в 1781 г. каптенармус лейб-гвардии Преображенского полка М. А. Бобрищев-Пушкин написал «всепокорнейшее прошение» на имя Коломенского и Каширского еп. Феодосия о намерении построить церковь. В 1782-1783 гг. на его средства был возведен деревянный Казанский храм с колокольней, освященный 4 февр. 1783 г. протоиереем Иоанно-Предтеченской ц. г. Алексина по благословению еп. Коломенского Феодосия. Впосл. в Казанском храме был устроен придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1783 г. из дома Бобрищевых-Пушкиных в новую церковь с. Колюпановка были перенесены сохраненные святыни, в т. ч. и чтимая Казанская икона (поставлена в иконостасе, слева от царских врат) .

Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в Колюпанове. Фотография. 2011 г.

В храме почитались также икона Божией Матери «Троеручица», два 4-конечных напрестольных позолоченных серебряных креста, уцелевшие от пожара 1779 г. : большой (81 4×41 2 вершка) и малый (3×23 4 вершка) . Согласно надписям на большом кресте, в него были вложены частицы мощей свт. Иоанна Новгородского, преподобных Антония, Агапита врача, Иоанна Многострадального и Исаакия Киево-Печерских, Никиты Новгородского, а также части камилавки, трости и камня прп. Антония Римлянина. На оборотной стороне малого напрестольного креста имелась надпись: «Кровь Христова, риза Спасова, часть древа Креста Господня, мощи святых: Николая Чудотворца, Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, Иоанна милостивого, Святого Дементия ис Сарака мучеников Единаго, архидиакона Стефана, Иоанна Синайского, Святаго Иакова». Согласно фамильному преданию рода Бобрищевых-Пушкиных, малый крест был пожалован (как наперсный) царем одному из членов их рода при крещении. Местонахождение этих святынь после закрытия храма в 1929 г. неизвестно.

Согласно церковной летописи села, с XVIII в. до 1873 г. Казанский приход состоял из с. Колюпановка и дер. Игнатовки. По ревизии 1858 г. в приходе числилось 143 крестьянина муж. пола (100 чел. проживало в селе, 43 чел. - в дер. Игнатовке) , с 1873 г. к Казанской ц. приписаны жители дер. Свинки; общая численность прихожан, по данным 1895 г., достигла 214 чел. В 1896 г. дер. Игнатовка, отстоявшая от Казанской ц. на 12 верст, по просьбе жителей за дальностью расстояния была отчислена от прихода с. Колюпановка и присоединена к приходу с. Сенева. К 1914 г. приход Казанского храма насчитывал 156 чел. После упразднения штатных мест священника и псаломщика Николаевской ц. с. Фомищева 29 марта 1873 г. к Казанскому приходу был приписан и малочисленный фомищевский приход с дер. Болото, в составе 200 крестьян муж. пола.

С 1845 г. в с. Колюпановка подвизалась блж. старица Евфросиния. Большую часть времени она жила в имении помещицы Н. А. Протопоповой, в каморке, и окормлялась у настоятеля Казанской ц. свящ. Павла Просперова ( впосл. иером. Павлин; Ɨ 30 окт. 1899 ) . В эти годы Казанский храм и блж. Евфросинию посещали еп. Тульский и Белёвский Димитрий (Муретов) , старец иеросхим. Герасим (Брагин) , насельницы Сезёновского монастыря Тамбовской губ., в т. ч. Евфимия (впосл. игум.)

Серафима (Моргачёва) (, и др. духовные лица. В 1854 г. по инициативе свящ. П. Просперова храм был перестроен. 7 июля 1855 г. старица Евфросиния была похоронена под трапезной у сев. стены Казанского храма по особому разрешению еп. Тульского Димитрия) Муретова (. Погребение совершали 6 священников.)

Над могилой подвижницы по инициативе свящ. Павла была поставлена деревянная гробница с чугунной плитой, на к-рой по благословению Московского митр. Филарета (Дроздова) начертано: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». В 1914 г. над гробницей сооружена деревянная с позолотой сень. В ризнице храма и при гробнице хранились икона с изображением Спасителя, Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (7×9 вершков) и вещи, принадлежавшие блж. Евфросинии. С авг. 1884 г. перед литургией в Казанской ц. служились панихиды. По молитвам подвижницы совершались исцеления (в т. ч. насельников Тихоновой Калужской пустыни, настоятеля Казанского храма свящ. Петра Петровича Соколова и его супруги) . Согласно указу Тульской духовной консистории от 7 нояб. 1909 г., при церкви была заведена особая прошнурованная книга, где записывались подобные случаи. К нач. XX в. ежегодно 3 июля (в день кончины старицы) и 25 сент. (в день памяти прп. Евфросинии Суздальской) совершались особые соборные богослужения с панихидой. Недалеко от храма находился св. источник, ископанный старицей. В 1885 г. над ним была поставлена деревянная часовня-навес на столбах, 14 июня 1909 г. - деревянная, крытая железом часовня и деревянная купальня. Ежегодно в день Сошествия Св. Духа и 14 июня совершались крестные ходы к «матушкину колодцу».

В февр. 1891 г. по инициативе свящ. П. Соколова в церковной сторожке при Казанском храме была открыта школа грамоты, впосл. церковноприходская. В 1899 г. для школы было выстроено деревянное, крытое железом здание. 22 июля 1910 г. Казанскую ц. и часовню над источником посетили викарий Тульской епархии еп. Каширский Евдоким (Мещерский) и ректор Тульской ДС архим. Алексий (Симанский; впосл. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I) . В 1929 г. храм был закрыт, разорен, в нем устроены кузница, сапожная мастерская. В 1931 г. храм сгорел (возможно, в результате поджога) , но захоронение и источник блаженной сохранились, к ним совершались паломничества. Так, с 1959 по 1974 г. сестра М. И. Цветаевой, А. И. Цветаева, неск. раз приезжала в Колюпаново. В эти годы здесь сохранялись источник, истекавший «из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами», и «высокая круглая в форме клумбы» могила блж. Евфросинии на месте сгоревшего храма.

По преданию, в беседах с помещицей Н. А. Протопоповой и со своим духовником свящ. Павлом Просперовым старица Евфросиния предсказала, что в с. Колюпанове будет существовать иноческая обитель, и указала местонахождение будущих монастырских построек. В 1911 г. автор ее жизнеописания И. М. Суриков отмечал, что «нужно верить, что со временем Господь исполнит волю Своей верной рабы». В июле 1994-1996 гг. по инициативе митр. Тульского и Белёвского Серапиона (Фадеева) и старца схиархим. Христофора (архим. Евлогий Никольский; 16 февр. 1905 - 9 дек. 1996) на месте сгоревшего деревянного был возведен каменный соборный Казанский храм с колокольней, 27 авг. 1996 г. отслужена 1-я литургия.

К маю 2012 г. в К. м. проживали настоятельница игум. Евфросиния (Кушнир) и неск. сестер. На территории К. м. выстроены также кирпичный храм во имя Св. Троицы с колокольней, 2-этажный кирпичный келейный корпус, архиерейский и гостиный дома, возведены ограда, хозяйственные постройки. На св. источнике поставлены 2 крытые купальни. С 28 янв. 2010 г. в с. Фомищеве Алексинского р-на монастырь имеет подворье при каменной Никольской ц., возведенной в 1747 г. на средства И. Телепнёва. В 2008 г. обитель начала восстанавливать этот храм. Лит. : Православный.

Старица Евфросиния Домашняя беседа. 1862. Вып. 28. С. 17-22 (то же Тульские ЕВ. 1908. Ч. неофиц. № 31. С. 595-600) ; Рождественский В. Л.

Ист. описание серпуховского Владычнего общежит. девичьего мон-ря. М., 1866. С. 66-67; Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. С. 50; Суриков И. М.

Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой княжны Вяземской, фрейлины имп. Екатерины II. Серг. П., 1911 2. М., 2002; Дунаев М. М., Разумовский Ф. В.

О чудесах и чудесном. М., 1991; Тульский синодик: Тульская епархия. Тула, 2010; Крапивенский у. (Щекинский, Плавский, Тепло-Огарёвский р-ны) . Тула, 2011; Назарова Е.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ... | КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ... | КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ... |
КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ ... ткрыта Мелхиседекова Одигитриевская муж. пуст. В 1917 г. статус монастырей получили 2 жен. общины: Свято-Троицкая в Тарусском у. и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. В нач. XX в. в Медынском у. существовали 2 жен. общины: Николо-Печерская и Скорбященская; все калужские мон-ри имели 10, 2 тыс. дес. земли, причем по сравнению с кон. XIX в. земельный фонд калужских монастырей вырос почти в 2 раза. В 1913 г. наиболее крупные земельные наделы были у Оптиной пуст. (2928 дес.) и Шамординской жен. пуст. (1436 дес.) . Самыми бедными являлись калужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (234 дес.) и Пафнутиев Боровский муж. мон-рь (152 дес.) . По числу монашествующих наиболее населенной была Оптина пуст. (353 чел.) , наименьшее число насельников было в Покровском Добром монастыре (30 чел.) . В мон-рях епархии подвизалось 2703 монашествующих и послушников. Покровский Добрый мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Покровский Добрый мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) В нач. XX в. сеть духовно-учебных заведений епархии состояла из Калужской ДС, 2 духовных уч-щ (Калужского и Мещовского) , Калужского епархиального жен. уч-ща и певч. школы п ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: a href = ...