> Помогите ребёнку на реабилитацию <

«Его служение было драгоценным для Церкви» Православие.Ru

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Нравится «Его служение было драгоценным для Церкви» Памяти архимандрита Матфея (Мормыля) Я беседую с монахиней Еленой (Хиловской) , сотрудницей издательства «Православная энциклопедия». Нашу сегодняшнюю беседу мы посвятили приснопамятному архимандриту Матфею (Мормылю) , регенту Объединенного хора Свято-Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ. Матушка Елена также принимала участие в подготовке и издании недавно вышедшей в свет книги «Рыцарь церковного пения», посвященной отцу Матфею (Мормылю) .

Отец Матфей отошел ко Господу 15 сентября 2009 года, прошло уже восемь лет... Мы часто с тех пор поднимали в своих интервью тему церковного пения, лаврского хора, говорили о личности отца Матфея в разных ее аспектах, приглашали для этого разговора многих людей, кто знал его лично.

Сегодня, я считаю, у нас появился еще один уникальный шанс: поговорить, повспоминать, прикоснуться еще раз мысленно к этому времени церковной жизни – такому, казалось бы, близкому, но, к сожалению, все дальше и дальше уходящему от нас… Архимандрит Матфей (Мормыль) – Матушка Елена, насколько вы были близко знакомы с отцом Матфеем? – С отцом Матфеем я не была близко знакома. Работая в 1980-е годы в библиотеке Московской духовной академии, я, естественно, была прихожанкой лаврских и академических храмов. Дело в том, что в свое время я профессионально занималась музыкой, поэтому, само собой, не могла быть и равнодушной к тому качеству, с каким исполнялись церковные песнопения. Для меня было важно, и что поют, и как поют. И я сразу отметила для себя, что разница в качестве между семинарским пением и пением лаврских хоров (которые в то время, я считаю, вообще могли быть поставлены на один уровень с профессиональными хорами) , конечно, была велика.

Другое дело, что в каждом таком опыте прикосновения к музыкальному сопровождению богослужения был какой-то свой, особый смысл и свои положительные моменты.

Что касается хоров, которыми руководил непосредственно отец Матфей (Мормыль) … Конечно, нельзя было не поддаться исполнительскому обаянию тех хоров, которыми он руководил! Конечно, это было совершенно другое качество, другой масштаб, другой подбор церковных песнопений!..

Эти песнопения могли быть, в ряде случаев, и более редкими, и менее исполняемыми. Они могли быть и более сложными – по голосоведению, по раскладке певческих партий и т. д. Тут было очень много всего... Но в любом случае могу сказать, что каждая служба, на которой можно было приобщиться к регентскому искусству отца Матфея, – была, конечно, прикосновением к чему-то очень важному, большому, значимому. – Я долго думал о том, чем, в принципе, пение хора отца Матфея отличалось от пения тех хоров, которые мы вообще тогда слышали? И мне пришла на ум фраза Псалмопевца: Пойте Богу разумно… ( Пс. 46, 8 ) Всякое церковное песнопение в интерпретации хора отца Матфея звучало именно «разумно»: во-первых, ярко и понятно звучал текст песнопения – вполне понятный и осмысленный. И певчие прекрасно понимали, что за текст они воспроизводят. И это, видимо, уже сильно воздействовало на слушающего. Ну, и, конечно, певческое мастерство… – Это все совершенно справедливо. Действительно, дикция у певчих была отработана. А для меня, как бывшей скрипачки, была очень важна чистота исполнения, даже просто интонирование. Потому что далеко не всякому регенту удается добиться чистоты интонирования – в любом хоре, в каком бы то ни было (светском или церковном, большом или маленьком) . И чем меньшее количество голосов, тем больше чувствуется разница в качестве интонации. Хотя и большой хор в некоторых случаях грешит таким количеством разных исполнений одной и той же ноты, что вы просто не можете понять, что же это за музыка.

Надо сказать, что у отца Матфея этого не было никогда! У него в хоре была достаточно чистая интонация. И тот репертуарный запас, который был присущ его хорам (конечно, это личная заслуга самого отца Матфея) , был просто ни с чем не сопоставим и несравним.

Но, может быть, ему самому свойственно было восприятие такой звуковой мощи? Ведь несмотря на то, что он добивался от своего хора нежнейших оттенков пианиссимо, но и такие, достаточно громкие, уровни звучания там тоже присутствовали. И в ряде случаев – особенно если это пел смешанный хор, если было много высоких сопрановых тесситур во время какого-то песнопения, – конечно, не все певицы могли это выдержать просто физически. Не все могли это воспроизвести должным образом… Я лично предпочитала слушать хор отца Матфея, находясь в конце храма, а не ближе, предположим, к амвону.

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

  • Источник текста

    Вам может быть интересно:

    матфей камариот | придворная певческая капелла | матфей мормыль | священномученик макарий каневский пинский архимандрит | перенесение мощей преподобномученика макария архимандрита каневского |
    Постоянная ссылка: Его служение было драгоценным для Церкви» Православие.Ru
    > Помогите ребёнку на реабилитацию <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера