Успение Пресвятой Богородицы - Православная электронная библиотека ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста


Когда подготовлялось преставление пречистого Твоего тела, тогда апостолы, окружая одр, с трепетом смотрели на Тебя, и одни, взирая на тело, были одержимы изумлением, а Петр со слезами восклицал Тебе: о Дева, явственно вижу Тебя прямо простертой, жизнь всех, и удивляюсь (Той) , в Которой вселилось наслаждение будущей жизнью; но, о Пречистая, молись усердно Сыну и Богу Твоему о сохранении невредимым стада Твоего. Канон Как и три важнейшие Господни праздники, Успение имеет два канона лучших творцов — свв. Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.) . Канон преп. Космы «Преукрашенная» 1-го гласа более говорит о самом событии, о всемирном значении его; канон же преп. Иоанна «Отверзу уста» 4-го гласа более занимается самою личностью Преставившейся в ее значении для человечества. Особенность первого канона выражается и его акростихом: «Да торжествуют богомудрии» — «Да совершают торжество богомыслящие», составляющим шестистопный ямбический стих, 26 буквами которого начинаются песнопения канона. Второй канон акростиха не имеет и заключает 28 песнопений. Оба канона написаны обычным размером церковных песен, не следующим законам классического стихосложения (чем 2-й канон отличается от канонов того же автора на три величайшие Господни праздника — Рождество Христово, Крещение и 50-цу, но сходится с его же пасхальным каноном) . Количество тропарей в каждой песне (2 или 3) сообразуется с величиною библейски х песней, в чем второй песнописец щедрее первого.

Каноны имеют самое торжественное исполнение, как в три величайшие Господни праздника: каждый поется на 8 с ирмосами по дважды и с собственной двойной катавасией.

Особую важность в каноне, как всегда, имеют ирмосы. На Успение они своеобразны. Величие праздника позволяло бы ожидать, что они будут так же прямо восхвалять событие, как рождественские, крещенские. Выражая собою связь Ветхого Завета с Новым, ирмосы могут или, так сказать, имеют право говорить о празднуемом событии лишь в той мере, в какой оно прообразовано или предсказано Ветхим Заветом и то не всем им, а только теми 8-ю ветхозаветными песнями, по образцу которых составляются ирмосы. Но такое событие, как кончина Богоматери, имело слишком отдаленное отношение к ожидаемому спасению, чтобы могли о нем говорить пророки. Вследствие этого и ирмосы Успения очень мало касаются празднуемого события и посвящены вообще тайне воплощения, служение которой было главным делом жизни поминаемой Усопшей. Из ирмосов первого канона («Преукрашенная божественною славою») , составляющих специальные ирмосы праздника, тогда как ирмосы второго канона — общие богородичные с незначительным приспособлением их к празднику, — из этих ирмосов, после первого, имеющего общий вступительный характер, 3, 4 и 5-й рассматривают воплощение с разных его сторон, с точки зрения соответствующих ветхозаветных песен: со стороны основания Церкви, этой собирательной невесты Божией и матери нашей ( ирмос 3-й ) , ее начала — просвещения языческого мира ( ирмос 4-й ) и, наконец, с субстанциальной стороны искупления, его мотивов и сущности ( ирмос 5-й ) . 6-й ирмос, уже ближе к празднуемому событию, говорит о ветхозаветном прообразе погребения; 8-й ирмос, для которого 7-й составляет лишь первую, подготовительную половину (не имея самостоятельного значения, почему и в настоящем случае, как во многих других, он совершенно не выходит из пределов Ветхого Завета) , уже прямо воспевает празднуемое событие, видя его прообраз в невредимости отроков среди огня. 9-й же ирмос — это прямой гимн празднику, хотя воспевает его также в связи с воплощением.

Ирмосы второго канона, как замечено, общего содержания, употребляемые во все Богородичные праздники: «Отверзу уста моя». Текст их по местам приспособлен к Успению: так в 1-м ирмосе «Тоя чудеса» заменено на «Тоя успение»; в 3-м ирмосе «в божественней славе Твоей» — на «в божественней памяти Твоей»; в 9-м ирмосе «почитающе священное торжество Богоматере» — на «почитающе священное преставление Богоматере». И такие незначительные перемены, прерывая столь знакомый богомольцу текст, сообщают песням приятную новизну. 5-й же ирмос переделан почти весь, так что остались нетронутыми только начало его и конец. А 4-й ирмос («Седяй в славе») заменен другим, яснее говорящим о воплощении.

Песнь 1-я 1-го канона Вечная память Ирмос Преукра́шенная божéственною сла́вою, свящéнная и сла́вная, Дéво, па́мять Твоя́ вся собра́ к весéлию вéрныя, начина́ющей Мариа́ме с ли́ки и тимпа́ны, Твоемý пою́щия Единорóдному, сла́вно я́ко просла́вися.

Изукрашенная божественною славою священная и славная память Твоя, Дева, собрала всех верных к веселию для пения под управлением Мариами с ликами и тимпанами Твоему Единородному, ибо Он славно прославился. Тропари Да провожда́ют невещéственнии чи́нове небошéственное в Сиóн тéло Твоé. Впеза́пу же стéкшеся апóстол мнóжество от конéц, Богорóдице, Тебé предста́ша а́бие, с ни́миже, Чи́стая, Твою́ честнýю, Дéво, па́мять сла́вим.

Да провожают в Сион невещественные чины идущее на небо божественное тело Твое; а множество апостолов, внезапно стекшись от пределов, вдруг предстало Тебе, Богородица; с ними и мы, Чистая Дева, прославляем Твою священную память.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

светлое явное нисхождение божие людям должно иметь радостное начало вводящее нам великий дар спасения таков есть настоящий праздник имеющий началом рождество богородицы концом соединение слова плотью это славнейшее всех чудес непрестанно возвещаемое | кириллов белозерский честь успения пресв богородицы мон-рь схема расположения памятников успенский мон-рь иоанновский мон-рь iii острог новый город успенский собор 1497 введенская трапезной палатой 1519 церковь арх гавриила 1531–1534 церковь иоанна п | собор святых иаковов престол имя иакова брата господня престол имя пресв богородицы престол имя иоанна крестителя 5.придел иакова зеведеева придел свт макария иерусалимского церковь эчмиадзин алтарь эчмиадзин престол синая церковь имя первмч стефана | вечернее богослужение чином погребения пресвятой богородицы александро-невском соборе кирова | данное младенцу имя илия крепость господня определило всю его жизнь малых лет посвятил себя единому богу поселился пустыне проводил жизнь строгом посте богомыслии молитве призванный пророческому служению при израильском царе ахаве пророк стал пламенн |

Источник текста


Постоянная ссылка: Успение Пресвятой Богородицы - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера