> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Статья: Как преподавать Закон Божий (по святому Иоанну Кронштадскому) ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Статья: Как преподавать Закон Божий (по святому Иоанну Кронштадскому) 31 января 2017 г.

Представляем читателям вторую часть работы протоиерея Александра Зелененко " Законоучительство и педагогические заветы святого праведного Иоанна Кронштадского современным педагогам " .

Недопустимо низводить Закон Божий до уровня одного из учебных предметов Отец Иоанн хорошо сознавал отличие Закона Божия от остальных предметов: «Закон Божий не есть предмет умствования и преподавания, а закон жизни, данный Богом, чтобы напечатлеть его более не в умах, а в сердцах детей». Вот как он определяет место своего предмета среди других школьных наук: «Во главе наук стоит Закон Божий; дети, по силе своей, при учебных занятиях исполняют христианские обязанности», а «наибольшая часть времени, конечно, отдается земной учености, также необходимой. Дай Бог, чтобы из всех знаний, из всех наук образовалось в душах детей то стройное согласие, та твердая, христианская система познаний, правил и навыков, которая составляет истинное, христианское образование, при котором наши питомцы всегда будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение, и обществу на пользу»[1]. «Есть какое-то лицемерное обольщение в школьном деле, когда Закон Божий и соединенное с ним внушение начал нравственности составляет лишь один из предметов учебной программы. Как будто нечего больше желать и требовать для нравственной цели, кроме как иметь наличность той или другой цифровой отметки за ответы о предмете, называемом Законом Божиим. Есть в школе законоучитель, есть программа, есть балл, показатель знания – и все. Результаты такой постановки учения поистине чудовищные»[2].

При этом отец Иоанн резко выступал против формализма в преподавании Закона Божия: «Берегись делать из Евангелия учебную книгу. Это грех. Это значит в ребенке обесценивать книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством всецелой жизни. Страшно должно быть для совести разбивать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступать с речами о евангельских словах к детям и вызывать у них ответы – для этого потребна душа, чуткая к ощущениям детской души, но когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов и ставят цифровые отметки за ответы на вопросы, иногда неловкие и непонятные ребенку, вызывая волнение и слезы, грех принимают себе на душу экзаменаторы, и можно сказать о них: не ведают, что творят с душой ребенка»[3].

Исходя из принципа «приоритетности воспитания над обучением», отец Иоанн говорит в своей актовой речи в гимназии: «Всякою наукой дорожите, всякую науку любите, потому что всякую науку открыл людям Господь Бог, Источник разума и премудрости. Учитесь охотно и прилежно. Когда будет вам трудно или скучно, обращайтесь смело с верою к Господу Иисусу Христу, любящему вас, и Он тотчас поможет вам. Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы»[4]. Для отца Иоанна учеба неразрывно связана с молитвой и с воспитанием сердца. Христианское воспитание сердца есть, прежде всего, научение любви.

О воспитывающем характере преподавания Закона Божия Закон Божий должен действовать не только на ум детей, передавая им знание христианских догматов, но еще более на их религиозно-нравственные чувства и быть средством воспитывающего обучения. В воспитательной стороне преподавания Закона Божиего заключается главная цель его изучения, где знание подчиненно и служит воспитанию, а воспитание – процесс созидания нравственной и духовной основы будущей жизни человека. Им, как регентом, задается тон, направленность, содержание и качество характера отношений с Богом, людьми, природой, к себе, к окружающему миру на всю последующую жизнь, ибо вся земная жизнь лишь воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитания и самовоспитания – как школа подготовки к жизни вечной. «Для человека земная жизнь, жизнь в теле служит только приготовлением к вечной жизни, имеющей начаться после смерти тела, поэтому надо неотложно пользоваться здешнею жизнью для приготовления к другой и, работая больше в будни для земной жизни, в воскресные и праздничные дни работать всецело Господу Богу, посвящая их богослужению, чтению слова Божия, богомыслию, душеспасительным разговорам, добрым делам, особенно милосердию»[5].

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

видеообращение святейшего патриарха преподавателям учащимся | наставления учащимся преподобного амвросия оптинского | душеполезные размышления | аммоний александр других | врагиня другиня |
Постоянная ссылка: Статья: Как преподавать Закон Божий (по святому Иоанну Кронштадскому) : Портал Богослов.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера