> Помогите ребёнку на реабилитацию <

ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ • Православная Энциклопедия под редакцией ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста
, еп. Нисским (Εἰς τὸν βίον τοῦ ἁγίου Γρηγορίου τοῦ Θαυματουργοῦ, De vita Gregorii Thaumaturgi PG. 46. Col. 893-957; рус. пер. Творения св. Григория Нисского ТСОРП. 1872. Т. 45. Ч. 8. С. 126-197) , принадлежит к жанру похвальных слов. 4. «Повесть о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского», сохранившаяся в сир. переводе ( ркп. VI в. - Британский музей ) add. 14648, опубл. : Bedjan. Acta. T. 6. P. 83-106; рус. пер. этого Жития: Творения св. Григория Чудотворца. С. 1-17 (; др. сир. копия VI в. : Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда Палестинский сборник. 1960. Т. 6) 69 ( . С. 140-143 ) ркп. N S. 4 (, груз. версия сир. Жития: Кекел. A-90. Fol. 312rb) . 5. Сообщение

, рассмотрев обе т. зр. и детально сопоставив Слово свт. Григория Нисского, сир. Житие и сообщения Руфина, пришел к следующим выводам: в вопросе о первоначальности предпочтение должно быть отдано свт. Григорию Нисскому; нет достаточных оснований предполагать существование общего письменного источника: разница в отдельных рассказах делает сомнительной гипотезу Рисселя. Ряд подробностей, сообщаемых свт. Григорием Нисским, указывают на то, что он посетил места деятельности Г. Ч. и из местных сказаний собрал материал для речи. Постепенно эти сказания распространялись в соседние страны, неизбежно подвергаясь изменениям, отсюда множество несовпадений у Руфина и автора сир. Жития ()

Иерониму Стридонскому, Г. Ч. первоначально носил имя Феодор (Theodorus qui postea Gregorius appellatus est - De vir. illustr. 65) . Евсевий Кесарийский, сообщая о том, что к Оригену в Кесарию Палестинскую стекалось много учеников из разных мест, отмечает, что из них он знает как наиболее выдающихся Феодора, к-рый тождествен со знаменитым среди совр. Евсевию епископов Г. Ч., и брата его свт. Афинодора (Hist. eccl. VI 30) . Перемена имени была связана, вероятно, с крещением. По мнению А. Крузеля, Г. Ч. был 1-м христианином, носящим специфически христ. имя Григорий (бодрствующий, пробудившийся) ; исследователь отмечает также отсутствие сведений о том, что это имя использовалось у язычников, т. о., Г. Ч., вероятно, был 1-м человеком, носившим это имя (Crouzel. 1969. P. 14. Not.) . Святитель происходил из знатной и богатой семьи: мать хотела дать ему такое образование, какое получали дети благородного происхождения (Greg. Thaum. In Orig. 56; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum. PG. 46. Col. 900) . Семейная обстановка, характер образования, планы относительно жизненной карьеры, язык произведений свидетельствуют о принадлежности Г. Ч. к потомкам греч. поселенцев в Неокесарии (Сагарда. С. 130) .

Свт. Григорий Чудотворец. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 9v) Первоначальное воспитание Г. Ч. было языческим (In Orig. 48) . В 14 лет он лишился отца. «Потеря отца и сиротство» были для него «началом истинного познания»: в это время он впервые «обратился к истинному и спасительному Слову» ( Ibid. 49-50 ) , однако внешне его жизнь не изменилась. Закончив образование в школе грамматика, Г. Ч. по желанию матери поступил в школу ритора (Ibid. 56) , где он отказывался произносить о ком-либо похвальные речи, если это было несогласно с истиной (Ibid. 130) . Под влиянием учителя лат. языка Г. Ч. не стал переходить из школы ритора в школу философа и занялся юриспруденцией. Для совершенствования образования он вместе с братом Афинодором отправился в г. Берит (Бейрут) , где находилась крупнейшая юридическая школа на Востоке ( Ibid. 57-62 ) . Ближайшим поводом к поездке было то, что муж сестры Г. Ч., назначенный советником к имп. наместнику Палестины в Кесарию, хотел, чтобы за ним последовала его жена, взяв с собой обоих братьев. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, к-рый в это время основал здесь школу наподобие александрийской (см. ст.)

Встреча с Оригеном определила дальнейшую жизнь Г. Ч. Заметив дарования братьев, Ориген решил сделать их своими учениками и убедил их в пользе философии (Hieron. De vir. illustr. 65) . По словам Г. Ч., он «прежде всего приложил всякое старание к тому, чтобы привязать нас к себе» и в конце концов сила убеждения и обаяние личности Оригена заставили Г. Ч. пренебречь всеми делами и науками: «Подобно искре, попавшей в самую душу мою, возгорелась и воспламенилась моя любовь, как к священнейшему, достойнейшему любви Самому Слову... так и к сему мужу, Его другу и проповеднику... Одно было для меня дорого и любезно - философия и руководитель в ней - этот божественный человек» ( In Orig. 83-84 ) . Вначале Ориген, пользуясь сократическим методом, подготовил в Г. Ч.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

руфином аквилейским | храм святого григория неокесарийского дербицах | москве прошла конференция современная православная гимнография | acta sanctorum | григория нисского |
Постоянная ссылка: ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера