Архиеп. Платон. Поучительныя слова. Том I. В неделю всех Святых...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Архиеп. Платон. Поучительныя слова. Том I Новая версия сайта СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ О ПРАЗДНОВАНИИ СВЯТЫМ.

Всяк, иже исповесть мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на небесех. Матф. гл. 10. ст. 32.

В нынешний день церковь прославляет добродетели всех Святых, которые просияли на востоке и западе и севере и юге, во градах и селах, в пустынях и в горах и в вертепах и в пропастях земных, во всякое время начав от самаго создания мира до настоящаго часа. И понеже всех их изчесть не льзя; изочту бо их и паче песка умножатся; 1 для того церковь всех их празднственную память в нынешнем дне заключила, дабы те, которые соединенны были добродетелию, не раздельны были и торжеством. Почему празднуем мы ныне и древнейших Святых Праотцев и ревностных Пророков и славных Апостолов и непобедимых мучеников и честных воздержников и благочестивых Царей и трудолюбивых пастырей и справедливаго судию и вернаго воина и рачительнаго домостроителя и добросовестнаго купца и простосердечнаго земледельца и всякий праведный дух.

И хотя нынешнее Евангелие поминает только о тех, которые исповедают имя Христово пред человеки, то есть, о мучениках: но не противно будет под именем исповедников Христовых разуметь и всех тех, кои добродетелию своею прославили небеснаго Отца. Нет теперь мучеников; ибо царствует в церкве мир под покровительством благочестивых Монархов: так ужели имя Христово остается без исповедания? нет гонения; не льзя быть мучениками: так можем подражать мученикам. Для сего бо и празднуем память Святых, чтоб их воспоминание было наше наставление, о чем и беседу мою благочестию вашему предложить намерен. А для сего в помощь призываю твою, Боже! благодать: Ты недостаток слова дополни внутренним действием своим.

Обыкновенно говорим, что мы празднуем Святым для прославления их. Но сие слово требует изъяснения. Ибо Святые столь уже прославлены, что нам к славе их ничего прибавить не льзя. А в святцах только быть написанным не велико для тех, их же имена написаны в книгах животных. Также, чтоб только громогласными пениями, а не духом возносить имя Святых, не может быть много приятно Святым, которые еще на земли были живые органы Святаго Духа. Не в сем состоит празднование и прославление Святых. А состоит оно, чтоб празднуя Святым воспоминать добродетели их, а воспоминая добродетели, подражать им.

Иные суть нравы святых, говорит Златоуст, иные света сего. Между светскими, которые, де, высокой чести достигли, те не очень бы хотели видеть других равных себе: понеже зависть пресекает любовь, но не так, де, между Святыми и совсем противное тому. Тогда наипаче Святые чести своея чувствуют удовольствие, когда видят, что собратия их тех же с ними благ участия сподобляются.

Так представим же мы себе пресветлый блаженный собор, и вдруг откроется нам земный рай разными добродетели цветами преиспещренный. Мы тут увидим златый цвет премудрости, цвет воздержания, цвет кротости, цвет терпения, цвет милосердия, цвет великодушия, и краснейший всех цвет любви. Ты почтишь во Аврааме страннолюбие, удивишься в Иосифе целомудрию, похвалишь в Иове терпение, прославишь в Давиде благочестие; облобызаешь в Петре к Богу усердие, возвеличишь Павлову ревность, усладишься в Златоусте словом духовныя премудрости, почудишься в женском Феклы составе мужеству, поревнуешь в Магдалине воспламененному к Богу сердцу, увенчаешь в царствующей Пульхерии мудрое о благополучии подданных попечение. Нет по истинне ни одного добраго дела, которагоб пример Бог не оставил нам в других великих мужах.

И хотя подлинно самый разум есть нам наилучшим предводителем ко всякой добродетели: но пример, не знаю как, сильнее нас к тому же побуждает. Разум представляет добродетель, что она достойна подражания; но пример приводит нас в стыд, что мы не следуем ей, которой следовали и прославились ею другие такиеж, как мы, люди. Когда нет столько просвещения, чтоб совершенно понять добродетели превосходство: так вот окружен ты примерами тех, кои бывши подобострастны тебе, возлюбили доброде тель и от нее сие получили награждение, что и они вечно радуются, и имя их не умирает. Ты в самой сей час празднуешь память их. А сим действием не только достойную заслугам Святых отдаешь честь, но и воспоминаешь добродетель их: и сие воспоминание одно уже не малую пользу приносит тебе. Ибо начинать услаждаться только добродетелию, не малый уже есть степень к добродетели.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

добродетель добродетельный | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | неделю сыропусную высокопреосвященнейший архиепископ иоасаф совершил богослужение кафедральном соборе рождества пресвятой богородицы +видео | свт иоасаф белгородский слово неделю 25-ю сошествии духа 1743 титульный лист ргб | кирилл богословский-платонов архиеп подольский брацславский портрет кон 30–40-х xix неизвестный художник цак мда |

Источник текста


Постоянная ссылка: Архиеп. Платон. Поучительныя слова. Том I. В неделю всех Святых...
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера