> Помогите ребёнку на реабилитацию <

АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса. «Преграда (κάγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» ( Герман, свт. Сказание. 9 ) . Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире ( 316-317 ) : «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил ( букв. - окружил, περιέφραττε ) (его) решетками (δικτύοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44) .

В ранневизант. период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κάγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διάστυλα, δίκτυοι, δρύφακτα, θώραξ, κιγκλίδες, περίστυλα, στηθεα и др.) . Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения.

А. п. в виде низкого решетчатого парапета известна с IV в. (медная преграда при Св. Гробе в ротонде Воскресения Христова в Иерусалиме) . В V-VII вв. широко распространены каменные преграды, состоящие из вертикально поставленных плит ( высотой 1-1, 15 м ) и столбиков квадратного сечения той же высоты. Такой парапет чаще всего устанавливался на профилированную базу и окаймлялся вверху карнизом. Плиты могли декорироваться сквозным ажурным орнаментом (Корик) Киликийская Армения (, V в.) или рельефным плетением (базилика св. Иоанна в Гевдомоне в К-поле, VI в., Звартноц) Армения ( , 642-662 ) . Столбики украшались узкими полукруглыми нишами. А. п. в виде парапета представлена в мозаиках и росписях в изображениях сцены Евхаристии (роспись в ц.)

(, расчлененное колонками, долгое время оставалось открытым и перекрывалось лишь крепившейся к архитраву завесой, к-рая открывалась в определенные моменты совершения литургии. Такая структура получила широкое распространение и дальнейшее развитие в архитектуре правосл. храма. На архитраве воздвигались кресты, его фронтальная плоскость и нижняя грань декорировались резьбой. С эпохи имп. Юстиниана) 527-565 (А. п. украшали изображениями, выполненными в разной технике) живопись, эмаль, резьба, торевтика (, к-рые, как правило, устанавливались на А. п., подвешивались или крепились к ней. Одним из центральных памятников доиконоборческого периода являлась А. п. Св. Софии К-польской, декорация к-рой известна по стихотворному экфрасису Павла Силенциария 563 г.) строки 682-719, 871-873 (, посвященному Св. Софии и прочитанному на освящении храма в 563 г. Текст является основным источником для реконструкции А. п. этого памятника. Из описания известно, что она переходила в ограждение солеи и амвона и имела на своем архитраве в круглых медальонах изображения Христа, Богоматери, ангелов, пророков и апостолов, однако в какой последовательности - неизвестно.)

Особое явление - А. п. на сир. несторианском Востоке. Там в самых ранних известных храмах А. п. решена в виде глухой стены с одной или 3 дверьми, отгораживающая собственно алтарное пространство от нефов с солеей и амвоном, подобно ветхозаветному иерусалимскому храму (см.)

Храм иерусалимский (с совершенно закрытым Святым Святых) церковь на «холме XI» в Хире (Месопотамия) , VI в. ; «верхняя» церковь в Ктесифоне (Месопотамия) , ок. 600; главная церковь мон-ря на о-ве Харк (Персидский зал.) , до VII в. ; церковь «объект IV» на городище Ак-Бешим (Киргизия) , VII-VIII вв. - см. Суяб (. Свой путь, в чем-то противоположный греч. правосл. Востоку, в связи с местными богослужебными особенностями получило развитие А. п. на лат. Западе. С одной стороны, произошло отмирание А. п.) вплоть до полного исчезновения (, а не ее развитие вверх. С др. стороны, совершение большей части литургии перед престолом, вынесенным в центральный неф на место амвона) особенно в храмах с почитаемыми реликвиями под престолом (, а соответственно выдвижение алтарного пространства вперед и образование пресвитерия и хора привели к развитию не столько собственно А. п., сколько ограждения пресвитерия и хора, напр. в «нижней» ц. Сан-Клементе в Риме) IV в. ; переделки с IV в. по 1084 (.)

В средневизант. период на греч. правосл. Востоке А. п. получает единое название - темплон (отсюда тябло) . Получает она и единый план. Когда традиция сооружения трехчастных алтарей становится устойчивой, А. п. сдвигается от края вимы ближе к престолу и разграничивает всегда доступную для глаз молящихся переднюю часть вимы от внутренней, в определенные моменты совершения богослужения закрытой от них. А. п. может соединять края центральной апсиды и отделять лишь центральный алтарный проем, но нередко простирается гораздо шире и отделяет всю вост. часть храма.
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

алтарный образ | образ алтарный | кириллу иерусалимскому | софронию иерусалимскому | фомы харкальского |
Постоянная ссылка: АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера