> Дело дня: Помогите ребёнку <

Иса бен Мариам (комментарий в интересах нации) — Статьи — ...

  001   002  003 
В начало текстаВ конец текста


На фоне негативного подхода к исламу особое внимание привлекают попытки межконфессионального диалога и стремление сторон лучше узнать друг друга. Аббат Клюнийского монастыря Петр Достопочтенный ( 1095-1156 гг. ) , один из зачинателей средневекового христианского исламоведения, полагал, что с исламом надо бороться не оружием, а словом, убеждением и любовью [8]. Основатель ордена францисканцев и родоначальник миссионерской деятельности среди мусульман Франциск Ассизский в самый разгар крестовых походов добился аудиенции у египетского султана (1219 г.) и пытался вызвать его на теологический диспут. Одновременно он наставлял братьев-францисканцев жить в мире и дружбе с мусульманами. Принципиально новые подходы к " проблеме ислама " провозгласили Николай Кузанский и Иона из Сеговии (XV в.) . Ученый и богослов исходили из того, что с помощью войны не решить спор между двумя религиями. Необходимо выявить то общее, что, по мнению Николая Кузанского, могло бы объединить христиан и мусульман. Так возникла идея о всеобщей дискуссии или христианско-мусульманской мирной конференции [9], как бы предвосхитившая современную концепцию межконфессионального диалога.

Существенные изменения в отношении к исламу произошли в эпоху Просвещения. Обращаясь к восточной тематике, европейские просветители не стремились к адекватному пониманию истории возникновения ислама, сущности этой религии или деятельности ее основателя. Они использовали " мусульманский материал " лишь для обрамления своих просветительских идей в качестве иллюстрации к критике христианской Церкви. Ислам рассматривался ими как реакционная сила, враждебная прогрессу, а пророк Мухаммед - как тип религиозного фанатика и теократического тирана. Идея реакционности ислама стала ходячим стереотипом в XIX в. Она и поныне разделяется многими исследователями и политическими деятелями.

В XIX в. мусульманский мир подвергся мощному натиску со стороны европейских держав. В это время, в отличие от средневековья, Европа уже не представляла собой христианского сообщества в полной мере. Формировалась новая секуляризованная цивилизация, бросившая вызов не только исламу, но и христианской религии: цивилизация, которая поклонялась разуму, демократии и правам человека. Религиозные измерения христианско-мусульманских отношений все больше становились вторичными на фоне разнообразных геополитических интересов. После крестовых походов колониализм оказался вторым по значению историческим феноменом, оставившим глубочайший след в мусульманском мире, все сферы социально-экономической и политической жизни которого за последние два столетия подверглись серьезным изменениям. Став на путь модернизации, мир ислама принял вызов цивилизации Запада. При этом ислам не только не оказался в стороне, но и, более того, стал основной мобилизующей силой явного и скрытого противостояния. В цвета ислама окрасились многие идеологические течения и политические движения. Реакция мусульманского мира на западные ценности и стремление к сохранению собственных ценностей и идентичности наиболее ярко отразились в движении исламского фундаментализма. В целом же современный ислам находится в непрестанном поиске эффективных мер для сплоченности и роста мусульманской уммы (общины) , претендуя на решающую роль в глобальной перестройке мира. С этой целью создан ряд общемусульманских организаций, крупнейшими из которых являются Лига исламского мира и Организация исламской конференции. Обе выступают за межконфессиональный диалог с Христианством.

О необходимости диалога между двумя религиями еще в конце XIX в. заговорили западно-христианские миссионеры. Однако начало организованному движению в этом направлении было положено в 50-х годах нашего столетия, когда Всемирный Совет Церквей и Ватикан организовали ряд встреч и консультации для иерархов христианской Церкви и представителей других вероисповеданий, в первую очередь мусульман. На II Ватиканском Соборе ( 1963-65 гг. ) христианская Церковь впервые за четырнадцать столетий официально положительно отозвалась о мусульманах, признав их особый религиозный статус. В специальной декларации " Nostra Aetate " (1965 г.) выражалось " уважительное отношение " Церкви к мусульманам. Собор призывал всех христиан и мусульман " забыть прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию, к защите и осуществлению на благо всего человечества общественной справедливости, моральных ценностей, мира и свободы " [10].

Организованный высшими иерархами Церкви диалог открывает новую главу в истории христианско-мусульманских отношений. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, этот диалог осуществляется в основном на элитарном, а не массовом уровне. Наследие многовековой истории взаимной вражды и религиозной нетерпимости создает психологический барьер, который нелегко преодолеть. Еще свежи в памяти мусульман следы недавнего колониального прошлого и небескорыстной деятельности христианских миссионеров. Неудивительно, что большинство населения исламских афро-азиатских стран с недоверием отнеслось к призыву Римско-католической Церкви. Не способствует диалогу и экстремистская деятельность исламских фундаменталистов, равным образом как и сохранение напряженности в отношениях между Западом и рядом мусульманских стран (Иран, Ливия, Ирак) . В коллективном сознании европейцев явно формируется новый образ врага, ассоциирующийся уже не с бывшим Советским Союзом, а с мусульманским миром. Fulbright 1999 Литература: [1] Первая цифра в скобках обозначает номер суры Корана, вторая - аята. [2] Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973, С. 39. [3] Jardy S. Islam et chretiente: Les fils dAbraham entre la confrontation et le dialogue. Geneva, 1981, P. 108. [4] Gaudeul J. -M. Encounters and Clashes: Islam and Cristianity in History. Rome, 1984, Vol. 1, P. 65. [5] Sahas DJ. John of Damaskus on Islam: The " Heresy of the Ishmaelites " . Leiden, 1972, P. 23. [6] Журавский AB. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. М., 1990, С. 18. [7] Дюпрон А. Единство христиан и единство Европы в период новой истории. М., 1970, С. 7. [8] ZananiriG. LEgliseetlIslam. Paris, 1969, PP. 177-178. [9] Southern R. Western Views of Islam in the Middle Age. Cambridge, 1962, P. 91. [10] Журавский А. В. Там же. СС. 60-61. (По материалам сайта)
  001   002  003 
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

пензенском государственном университете откроется теологический факультет | архангельском университете планируется открыть теологический факультет | белгородском университете открылся социально-теологический факультет | христианского межконфессионального консультативного комитета | nostra aetate |
Постоянная ссылка: Иса бен Мариам (комментарий в интересах нации) — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера