> Дело дня: Помогите ребёнку <

Пасха в Иерусалиме в IV веке Поместные Церкви проект портала ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Нравится HTML-код для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос) Пасха в Иерусалиме в IV веке С особой радостью совершался «праздников праздник и торжество из торжеств» – Пасха, которой были посвящены все последующие дни. Ежедневно службы совершались в храме Воскресения, в храме Креста, на Масличной горе, в Вифлееме, в Вифании… Каждый день, в течение Светлой седмицы, был обычай: после трапезы епископ, сопровождаемый народом и монахами, поднимался на Елеонскую гору, а оттуда с зажженными лампадами и пением псалмов все спускались в храм Воскресения. Кувуклия. Фото: А. Поспелов Православие. Ru В древней Церкви праздник Богоявления, иначе называемый Крещением Господним, являл и Иисуса Христа, рожденного по плоти, и Бога в водах Иордана [1]. Вследствие этого Рождество Христово и Богоявление сопраздновались, и только с конца IV века началось их разделение. В Иерусалиме это разделение праздников протекало медленно, что видно из свидетельства Косьмы Индикоплевста (VI в.) : «Жители Иерусалима совершают Богоявление на Рождество» [2]. «Был десятый год, – писала Сильвия Аквитанка, – когда в Иерусалиме Рождество праздновали после Богоявления 6 января». Из рукописи Сильвии известно и то, что празднование длилось восемь дней, как и празднование Пасхи и Пятидесятницы [3]. Ночью в Вифлеемской пещере литургию по случаю праздника совершал епископ Иерусалимский. Собственного епископа Вифлеем получил значительно позднее [4]. Одновременно празднование совершалось и в других местах: первые три дня на Голгофе, четвертый – на Масличной (Елеонской) горе, пятый – в Вифании, шестой день – на Сионе, в седьмой день – в храме Воскресения, на восьмой – в храме Креста. В эти дни в город на восьмидневный праздник из Иерусалима и его окрестностей стекалось неисчислимое множество паломников. Все это время монахи Вифлеема непрестанно молились в вифлеемском храме и совершали отдельные службы в Святой пещере [5]. 14 февраля в Иерусалиме праздновали Сретение Господне, который изначально был местным праздником, а как общецерковный утвердился в конце V века сначала на Западе, а затем, в начале VI века, и на Востоке [6]. Во время этого праздника в храме Воскресения пресвитеры и епископ читали Евангелие дня и совершали Божественную литургию по чину, сходному с чином святой Пасхи, – праздничным.

Пасха была величайшим из праздников. Ей предшествовал пост – великая четыредесятница, совершавшийся в Иерусалиме в течение восьми недель. Пост запрещался в субботу и воскресенье, только в Великую субботу он не отменялся, так что на два дня каждую неделю пост прерывался [7]. Обычно постившиеся придерживались правила есть только один раз в день, но в соблюдении поста были и отступления от этого правила. Некоторые соблюдали особо строгий пост: одни ели раз в два-три дня, другие же – два раза в неделю. Это были так называемые «недельники»: они вкушали по субботам, после причащения Святых Даров, и по воскресеньям. Чрезмерно постящиеся, по замечанию Сильвии, не были восхваляемы, как не были порицаемы немного постящиеся, ибо исполнение поста зависело от духовного и нравственного состояния каждого. Службы великой четыредесятницы совершались в следующем порядке: по воскресеньям – обычная послеполунощная и утренняя служба, далее литургия, но не в храме Воскресения, а на Голгофе. К ежедневным богослужебным часам (кроме шестого и девятого) добавлялся третий час. Дважды в неделю – по средам и пятницам – девятый час ( в 15: 00 ) совершался на Сионе; служба эта совершалась там не только в великую четыредесятницу, но и в остальное время года, за исключением тех дней, когда на среду или пятницу выпадал праздник в честь какого-либо мученика. Во время Великого поста на Сионе по средам и пятницам из уст священников и епископа звучало слово Божие. По завершении девятого часа народ с песнопениями сопровождал епископа в храм Воскресения, где совершалась вечерняя служба, после которой раз в неделю, как правило по пятницам, совершалось всенощное бдение, а в субботу утром – литургия, чтобы «недельники» смогли причаститься.

В пятницу седьмой седмицы Великого поста всенощная совершалась на Сионе, где утром в субботу служили литургию, после которой архидиакон оповещал народ, чтобы тот был готов в седьмой час ( 13: 00 ) к переходу в Вифанию. А в кафедральном соборе Вифании, на том месте, где сестра Лазаря встретила Господа, к тому времени собирались монахи, чтобы встретить прибывающего с процессией епископа. Антифонно пелся псалом, читалась соответствующая часть Евангелия, после чего поющие переходили ко гробу Лазаря. Неисчислимое множество народа наводняло окружающие холмы. После службы один из священников, стоя на высоком месте, читал Евангелие о совершении Пасхи Господом и его учениками, а потом все возвращались в храм Воскресения, где совершалась обычная вечерняя служба.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

пальма финиковая | низким местам | анастасию библиотекарю | вид гефсиманию елеонскую гору | вид елеонскую гору |

Источник текста


Постоянная ссылка: Пасха в Иерусалиме в IV веке Поместные Церкви проект портала Православие.Ru
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера