Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  078   079   080   081   082   083   084   085   086   087  088   089   090   091   092   093   094   095   096   097   098
В начало текстаВ конец текста
В свою очередь, и у Макария новым сравнительно с Димитрием является § 5-й, где делается «историческое обозрение других понятий о введений в богословие». Наконец, и все параллельные параграфы где у Димитрия и Макария решаются одни и те же вопросы, имеют значительное различие; чтобы убедиться в этом, следует, кроме выше указанных § 1 у Димитрия и § 2 у Макария, сравнить еще § 13 у Димитрия и § 4 у Макария, где идет речь о методе богословия. В трактате о религии находим большое различие между системами Димитрия и Макария: у того и другого учение о религии неодинаково и по содержанию и по плану) ср. § 19 Дим. и § 7 Мак. (; кроме того, у Макария в этом трактате являются совсем новыми параграфы, где раскрываются истина бытия Божия, истина бытия и бессмертия человеческой души и понятие о церкви; у Димитрия делается только намек на понятие и учение о церкви в этом отделе. Можно, кажется, думать, что трактаты об истине бытия Божия, бытия и бессмертия человеческой души Макарий внес в свое «введение» под воздействием м. Филарета 356. В трактате об откровении вообще замечается следующее различие между системами Димитрия и Макария. Прежде всего, последовательность и ход мыслей неодинаков. У Димитрия он таков: расторжение религиозного союза Бога с человеком, необходимость восстановления этого союза, возможность такого восстановления, речь об откровении; у Макария же такой: возможность откровения, необходимость его, речь об откровении; у Димитрия, как видим, более логическая и естественная последовательность. С другой стороны, изображение религии человечества, уклонившегося от союза с Богом, неодинаково: у Димитрия рассматривается только языческая религия, а у Макария, кроме того, ново-иудейская и магометанская. Наконец, у Димитрия в этом трактате есть совсем новые вопросы, напр., опыт восстановления союза человека с Богом) § 40 (.)

В трактате о признаках истинного откровения между системами Димитрия и Макария существует коренное различие. У Димитрия, прежде всего, есть особый вступительный отдел, где решаются вопросы о необходимости сверхъестественного откровения, предмете, плане, способах откровения, способах распространения и сохранения его, долге человека в отношении откровения, после чего уже начинается речь о ложных откровениях и необходимости признаков истинного откровения, тогда как у Макария прямо говорится о возможности ложных откровений и необходимости признаков истинного откровения. Затем, деление признаков сверх естественного откровения совсем неодинаково у Димитрия и Макария. Наконец, в заключении трактата об откровении у Димитрия являются новыми вопросы: 1 ( метод, приличный откровению; 2 ) может ли откровение время от времени усовершаться?

Трактаты о религии христианской в системах Димитрия и Макария существенно различны. Замечательно, что самое определение христианства неодинаково формулируется у них. По Макарию, «христианская религия есть не только союз между Богом и человеком, но именно союз новый, восстановленный, по нарушении человеком союза первобытного» (§ 46) , а по Димитрию, « христианство есть богооткровенная религия, признающая И. Христа Сыном Божиим и Искупителем рода человеческого» (§ 78) ; определение Макария последовательнее с точки зрения системы, определение же Димитрия — бесспорно точнее. Неодинаковое определение христианства повлекло за собою глубокое различие и в изложении всего трактата; Макарий рассматривает ветхозаветную и новозаветную христианскую религию, следуя в данном случае, кажется, указаниям м. Филарета 357, а Димитрий обращает внимание исключительно только на новозаветную христианскую религию; отсюда у Макарии настоящий трактат вышел гораздо обширнее и обстоятельнее ( 56 §§ от 51 до 107 и 224 стр. 138-362 ) , чем у Димитрия (20 §§ от 83 до 103 и 14 стр.) . Наконец, трактат «о сущности и свойствах христианской религии составляющий у Димитрия вторую часть учения о христианстве, является у него новым сравнительно с Макарием.

Трактат об источниках христианской религии у Макария излагается гораздо обстоятельнее, чем у Димитрия; напр., в отделе о Св. Писании Димитрий дает понятие о нем, говорит о богодухновенности и свойствах св. книг и затем замечает: «разделение книг, происхождение, история их и пр. «составляет предмет особой науки введения в Св. Писание»; между тем как Макарий здесь решает все эти и другие вопросы о Св. Писании. То же самое следует сказать и об отделе, где говорится о Св. Предании, которое — кстати заметим — у Димитрия определяется, как «изложение учения о каком-либо предмете веры, или наставление о каком-либо св. обряде, не изображённое буквально в Св. Писании, но согласное с духом его и служащее в пояснению его, устно или через писание передаваемое учителями церкви, и от первых времен церкви постоянно сохраняемое, как Божие» (§ 114) , а у Макария, как «слово Божие, не заключенное в письмена самими богодухновенными писателями, а устно преданное церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняющееся» (§ 127) . Наконец, рассуждения о св.
  078   079   080   081   082   083   084   085   086   087  088   089   090   091   092   093   094   095   096   097   098
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера