Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  074   075   076   077   078   079   080   081   082   083  084   085   086   087   088   089   090   091   092   093   094
В начало текстаВ конец текста
Не говоря уже о многосторонних сведениях, доказывающих глубокую вашу начитанность, я уверен, что всякий любитель духовного просвещения вполне оценит ваше усердие; зрелый же плод трудов ваших не замедлит принесть истинную пользу между образующимся юношеством» 337. «Сочинение ваше», читаем в письме архиеп. Казанского Владимира от 26 ноября 1847 г., «я своевременно получил, получив, два раза его читал, читая, в оба раза до глубины души услаждался отчетливостью, с какою оно составлено, и услаждался, тако умолял премудрости Наставника и смысла Подателя: да воздаст Он вам за сей труд в меру полну, нетрясену и проливающуюся» 338. Подобным образом и преоев. Елпидифор, бывший ректор Макария по семинарии, приносил ему глубокую благодарность за дорогой подарок от себя и от архиеп. Варшавского Никанора, (с 1848 г. митрополита С. -Петербургского) , которому не нравилось только употребление Макарием «религия» вместо «вера» 339. Со своей стороны, преосв. Елпидифор советовал Макарию разделит свое сочинение на два тома «для удобнейшего употребления книги в руках и выражал надежду, что Макарий не остановится, подобно другим, на одном введении, а сам будет идти вперед и других будет вводить в самую науку» 340. Наконец, и светское образованное общество, выразителем которого явились журналы самых различных направлений, единогласно приветствовало «Введение в Православное Богословие» полным одобрением и похвалою. Так, критик «Москвитянина» (А. И. Петров) указывал своим читателям на этот обширный и зрелый труд, как на одно из истинно-ученых произведений, редких в нашей литературе вообще, и просил их нисколько не стесняться заглавием «Введения». Свою рецензию он заключал такими словами: «подробное и обстоятельное разрешение всех предварительных вопросов богословия, точное распределение богословских наук по содержанию и объёму, и, наконец, образцовое по ясности, отчетливости и чистоте ученого изложения, — все это, встречаемое в книге, показывает в ней плод долгой, усердной, всесторонней разработки богословских познаний 341. Журнал Министерства Народного Просвещения, с своей стороны, приветствовал самым лестным отзывом появление рассматриваемого сочинения архим. Макария. «Основательное, ясное, подробное, отчетливое и вместе убедительное изложение понятий», говорилось в этом отзыве, «суть достоинства книги. Кроме этих достоинств, и самое содержание её таково, что она, раскрывая такие истины и понятия, которые служат самым основанием для всех отраслей науки православного богословия, предварительно знакомит изучающих истины христианской веры с каждою из отраслей этой науки. В ней излагаются понятия об общем предмете всех частных наук богословских, об общих их источниках и об общем их систематическом расположении.... Все эти истины и понятия таковы, что они составляют основу христианского православного богословия, как науки и потому «Введение в Православное Богословие» по всей справедливости можно назвать богословием основным» 342. Редактор «Чтений Императорского Общества Истории и Древностей Российских» в издании «Введения в Православное Богословие» видел новую эпоху в нашей богословской литературе и вменяв в особенную похвалу архим. Макарию то, что он понял требование своего века, когда, при напряженном внимании и соплеменников наших, православных и неправославных, и всего образованного запада к нашей церкви, вероисповедные вопросы снова явились на первом плане в современном движении 343. Но самый обстоятельный разбор «Введения в Православное Богословие» поместили у себя «Отечественные Записки». По мнению автора этого разбора, архим. Макарий настоящим своим сочинением оказал следующие важные услуги богословской науке и Православной церкви: 1 (он установил на православное богословие свой собственный взгляд, какого доселе не имел еще ни один из наших богословов; в частности, введением в свое сочинение трактата о церкви православной, как единой хранительнице истинной веры, он сделал то, что написал введение именно в православное богословие, а не в богословие христианское, или откровенное вообще; 2) он «в образцовом сочинении с неподражаемою силою, ясностью, полнотой и убедительностью раскрыл истины христианские, составляющие предмет Введения. Здесь во всем свете обнаружились его необыкновенный ум, всеобъемлющий взгляд и изумительно обширное знакомство с источниками. В своем Введении автор доказывает и объясняет богословские истины не только обыкновенными свидетельствами Св. Писания и св. отцов Церкви и соображениями здравого разума, но заставляет говорить в пользу их иудеев и язычников, их историю, мудрость, поэзию. Самая природа со всеми её законами представляет ему очевидные доказательства раскрываемых им истин, так что многие из них делаются, наконец, почти осязаемыми»; 3 (опровергая заблуждения иноверцев, автор избежал в этом, весьма щекотливом, деле обычной крайности пылкого, фанатического предубеждения против западных церквей, что, как известно, особенно вредит правоте дела.
  074   075   076   077   078   079   080   081   082   083  084   085   086   087   088   089   090   091   092   093   094
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера