Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ... |
Макария надлежащую подорожную от С. -Петербурга до Харькова чрез Тверь, Тулу, Орел, Курск и Воронеж и обратно до Петербурга». Это ходатайство Правления было удовлетворено, и 21 мая архим. Макарий выехал из С. -Петербурга на ревизию семинарий, при чем начальство обязало его «возвратиться непременно к 1 числу июля месяца и представить отчет о ревизии» 313. Из Петербурга архим. Макарий направился через Москву прямо в Орел, минуя пока Тверь и Тулу. Из донесения Орловского семинарского Правления Киевскому Окружному Правлению от 25 мая 1848 г. видно, что ревизор архим. Макарий прибыл в Орловскую семинарию 23 мая и, окончив ревизию, 25 мая отправился в дальнейший путь. Ревизия Орловской семинарии и подчиненных ей училищ происходила, в виду эпидемии, поспешно. Из журнала, представленного Орловским семинарским Правлением, видно, что ревизия происходила таким образом. 24 мая от 8 часов утра до 2 часов по полуд, ревизор, в присутствии членов Правления и наставников, экзаменовал учеников всех классов среднего и низшего отделений, а ученики высшего отделения в это время писали сочинение на тему «как велик грех наших прародителей»? Того же 24 мая, от 4 до 7 ч. вечера ревизор экзаменовал учеников обоих Орловских духовных — уездных и приходских училищ, после чего обозревал училищные здания, бурсу, семинарскую больницу, и спальные комнаты казеннокоштных учеников. 25 мая 6-8 ч. у. архим. Макарий обозревал жилые комнаты казеннокоштных учеников семинарии, надворные семинарские постройки и семинарскую усадьбу, делопроизводство по Правлению, особенно документы о нравственности учеников. Того-же числа от 10 ч. до 1 ч. по полудню, он, в присутствии Орловского преосвященного Смарагда, экзаменовал учеников высшего отделения по богословским наукам. Наконец, 25 мая от 8 до 10 ч. утра ревизор экзаменовал учеников высшего отделения по Св. Писанию, Церковной Истории, Гомилетике, Каноническому праву, сельскому хозяйству и медицине; а ученики среднего и низшего отделения в это время писали сочинения на темы, заданные ревизором, — первые на тему: «какое отношение имеет логика к цели семинарского воспитания»?, а вторые на тему: «познай самого себя» 314. Но окончании ревизии Орловской семинарии, архим. Макарий отправился далее в Курск, оттуда на родину в село Сурково Новооскольского уезда, потом чрез Белгород, Харьков и Воронеж направился в обратный путь до Петербурга. Во время обратного путешествия, в начале второй половины июня он обозревал Тульскую и Тверскую духовные семинарии. Ревизия этих семинарий была произведена архим. Макарием так же поспешно, как и ревизия Орловсвой семинарии. В Тверской семинарии он, кроме того, не застал уже учеников, которые были распущены по случаю холеры, и потому должен был ограничиться рассмотрением одной только отчетности по учебной и нравственной частям управления семинарии и подчиненных ей духовных училищ. «Для обозрения Тверской семинарии», доносил архим. Макарий 12 июля 1848 г. С. -Петербургскому Окружному Правлению, «я прибыл 19 июня текущего года (уже по обозрении семинарий Тульской и Орловской, которое также было мне поручено высшим начальством) ; но по прибытии в Тверь, я нашел, что воспитанники семинарии были распущены по домам родителей, по случаю появления в городе эпидемической болезни — холеры. А потому и должен был ограничиться обозрением лишь того, что можно обозреть, по учебной и нравственной части, в семинарии». Из дальнейшего содержания отчета архим. Макария особенного внимания заслуживают следующие его замечания. При рассмотрении конспектов за прошедший учебный год, ревизор нашел, что «области семинарских наук недовольно разграничены между собой, что о некоторых предметах говорится в двух, трех науках, а некоторые почти опускаются, и что даже одни и те же науки, напр., Догматическое Богословие, в разных классах преподаются по значительно различным программам: это более и более убеждает в необходимости ускорит издание однообразных программ для всех предметов семинарского учения». Некоторые наставники, как заметил ревизор, позволяли себе и вовсе без нужды отступления от данных руководств по известным наукам; так, в преподавании церковной истории, во втором богословском классе, слишком подробно изложено, судя по конспекту, состояние церковного учения в разные века, — тогда как в существующем учебнике оно изложено кратко и для подробного изучения его преподается ныне в семинарии особая наука — патристика (ректор семинарии, обязанный наблюдать за ходом всего семинарского учения, не должен бы дозволять подобных отступлений) . О рассмотренных домашних сочинениях учеников ревизор, между прочим, замечал: «некоторые сочинения рассмотрены наставниками без надлежащего внимания и иногда, кажется, скреплялись нерассмотренные, по крайней мере, без всяких замечаний для воспитанников!.. Нельзя не пожелать, чтобы для столь важной статьи в деле семинарского воспитания уделялось более наблюдательности со стороны ректора семинарии... |