Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  068   069   070   071   072   073   074   075   076   077  078   079   080   081   082   083   084   085   086   087   088
В начало текстаВ конец текста
Посему вместо того, чтобы преподавать в семинарии логику почти чрез полтора года (в сей же обширности времени, назначенного для преподавания логики — и заключается причина нарочитой обширности помянутых записок, по объяснению самого наставника) не довольно ли уделить для сего две трети года или даже целый год, а остальное время посвятить какой либо другой или более важной или более обширной науке, какова напр. самая психология, порученная для преподавания тому же наставнику».

В этом последнем замечании ревизора слышится деликатное неодобрение реформы 1840 года. В то время в высших сферах духовно-учебного управления было сильно стремление к ограничению философского образования в духовных семинариях. Под влиянием этого стремления философия, именно история философских систем и метафизика были совершенно исключены из числа учебных предметов в семинариях уставом 1840 г. Во главе противников философского образования воспитанников духовных семинарий стоял тогдашний обер-прокурор Св. Синода граф А. Н. Пратасов 309. Архим. Макарий, учившийся в семинарии при старом уставе, не мог, конечно, не заметить во время ревизии Олонецкой семинарии сильного упадка философского образования в семинариях с введением устава 1840 г. Вышеприведенное замечание его и имело, по всей вероятности, в виду обратить внимание начальства на этот упадок. Но Макарий, прекрасно знавший настроение и взгляды начальствующих лиц на этот предмет, не мог открыто высказаться за восстановление прежних порядков. Вместо этого он, по крайней мере, желал расширить преподавание психологии на счет логики, для которой, по уставу 1840 г, назначалось, действительно, непомерно громадное количество времени и уроков. К сожалению, доброе желание Макария не осуществилось. Впоследствии, именно в 1845 г. на счет времени, назначенного для логики и психологии, было расширено преподавание не философских предметов, а патристики и латинского языка.

Из других замечаний архим. Макария в его отчете о ревизии Олонецкой семинарии заслуживает внимания следующее. «Изучение языков греческого и латинского», — писал он, «найдено в довольно хорошем состоянии, но отнюдь не в таком, в каком бывало оно в наших семинариях в прежние годы: знатоков этих языков между всеми учениками вовсе не оказалось». И здесь опять таки нельзя не слышать скрытого неодобрения реформы 1840 г.

Нравственно-воспитательная и экономическая части управления Олонецкой семинарией были найдены ревизором Макарием в удовлетворительном состоянии.

Что касается петрозаводских училищ, то они со стороны учебной и нравственно-воспитательной были найдены ревизором вполне благоустроенными, между тем как экономическая часть вызвала с его стороны несколько неодобрительных замечаний. Особенно в мрачном виде ревизор описывал помещение этих училищ. Наконец 310, в Олонецких духовных училищах нравственно-воспитательная часть была найдена ревизором в очень хорошем состоянии, а остальные две части — учебная и экономическая — были не одобрены им. Замеченные беспорядки в этих частях ревизор вменял в вину училищному начальству.

Тверскую, Тульскую и Орловскую духовные семинарии архим. Макарий ревизовал летом 1848 года, с 14 мая до 26 июня. Эта последняя ревизия имела особенное значение для архим. Макария. Есть основание думать, что она была поручена архим. Макарию по собственному его желанию и даже, кажется, по нарочитому ходатайству его об этом пред высшим начальством. Он желал воспользоваться этой ученой командировкой для того, чтобы побывать на родине и повидаться с своей матерью и другими близкими родными. «Кажется, о. инспектор наш будет у Вас», сообщал преосв. Евсевий А. В. Горскому 20 апреля 1848 г. «Он едет на родину, с поручением обозреть на дороге семинарии, может быть и скоро, хотя не знаю еще, как скоро, — может быть в начале мая поедет отселе» 311. Свирепствовавшая в 1848 г. у нас холера едва было совсем не расстроила плана Макария и затем не дала ему возможности произвести ревизию семинарий, как следует. «Не знаю, что будет», — писал преосв. Евсевий А. В. Горскому 29 апреля 1848 г., «а слово мое о путешествии о. инспектора едва-ли сбудется: слухи о возобновлении холеры переменяют его намерение, хотя он начал было хлопотать и пред начальством» 312. Однако же желание архим. Макария получить ученую командировку исполнилось так, как именно он и предполагал. Ему не только дано было поручение обозреть Тверскую, Тульскую и Орловскую семинарии, но и вместе разрешено было посетить родину. 12 мая 1848 г. архим. Макарий обращался в Академическое Правление в такою просьбою: «имея желание посетить место своей родины, находящееся в Курской губернии, также города Воронеж и Харьков, и находя это удобным по выполнении поручения, возложенного на меня Св. Синодом, касательно обревизования семинарий — Тверской, Тульской и Орловской — прошу Академическое Правление исходатайствовать мне у Его Высокопреосвященства дозволение на такое посещение означенных мест и испросить, у кого следует, соответствующую подорожную». Правление постановило: «так как нет никакого препятствия к удовлетворению просьбы инспектора Академии, архим. Макария, то представить о сем на разрешение Его Высокопреосвященства, и, если последует архипастырское соизволение па посещение им означенных мест, вместе с тем просить Его Высокопреосвященство исходатайствовать у гражданского начальства для инспектора Академии, архим.
  068   069   070   071   072   073   074   075   076   077  078   079   080   081   082   083   084   085   086   087   088
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера