Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076  077   078   079   080   081   082   083   084   085   086   087
В начало текстаВ конец текста
Нельзя не согласиться здесь с тем, что Макарий, как ревизор духовных семинарий, находился в очень выгодных условиях, не смотря на всю свою молодость. С одной стороны, он, как сравнительно недавно еще окончивший семинарский курс, хорошо знал учебные порядки, существовавшие в наших духовных семинариях до реформы 1840г. А с другой стороны, ему, как члену Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях, была прекрасно знакома и учебная часть, введенная в семинариях в 1840 г. Таким образом, архим. Макарий имел полную возможность сравнивать новые порядки с старыми и, следовательно, судить о деле в качестве всесторонне опытного ревизора. В этом отношении отчеты архим. Макария о ревизиях духовных семинарий представляют и для нас глубокий интерес.

Во время своего служения в должности инспектора и профессора С. -Петербургской духовной Академии архим. Макарий, по поручению высшего начальства, обозревал следующие семинарии с подчиненными им низшими духовными училищами: Олонецкую, Тверскую, Тульскую, Орловскую и Петербургскую.

Ревизором Олонецкой духовной семинарии иером. Макарий был назначен по определению Св. Синода от 14-28 июня 1844 г. Кроме Олонецкой семинарии, он обозревал и подчиненные ей низшие духовные училища: Петрозаводские и Олонецкие. Ревизию Олонецкой семинарии с двумя духовными училищами иером. Макарий произвел в течении двадцати дней, с 1 по 20 июля. 29 июля, т. е. через девять дней по возвращении из ревизии, иером. Макарий представил уже во Внешнее правление С. -Петербургской духовной Академии весьма подробный и обстоятельный отчет о состоянии обревизованной семинарии и подчиненных ей училищ.

Судя по этому отчету, иером. Макарий нашел Олонецкую семинарию в благоустроенном состоянии по всем частям её управления. В частности, он остался в высшей степени доволен образцовым состоянием учебного дела в семинарии и особенно успехами воспитанников её по догматическому и нравственному богословию, каковые предметы преподавались ректором семинарии архим. Августином. «По всему видно» писал он в своем отчете, «что наставник весьма опытен в преподавании, умеет искусно передавать свои познания питомцам и имеет на них сильное нравственное влияние. К сему долгом считаю присовокупить общую мысль относительно ректоров семинарии: для того, чтобы они имели время удобнее наблюдать за ходом преподавания всех наук в подведомственных им семинариях, посещать классы, рассматривать сочинения учеников как высшего, так и прочих отделений, представляемые им наставниками, вникать в самые записки наставников и вообще нести все лежащие на них обязанности по семинарии, — необходимо или вовсе освободить их от наставнической должности или дать им не более двух классов в неделю». В таком же почти состоянии, как богословие догматическое и нравственное, найдены были ревизором и две другие отрасли православного богословия, именно чтение Св. Писания и Патристика, преподававшиеся инспектором семинарии, иером. Феофилактом. «Приятно было заметить в учениках», — писал ревизор в своем отчете, «любовь к обеим этим богословским наукам, возбужденную усердным и весьма ревностным наставником, заметить частью из их ответов, а особенно из их домашних, сверхклассических занятий в этих предметах, в течение всего года, расположенных по некоторым определенным правилам, и происходящих под непосредственным ближайшим надзором самого наставника». Из других богословских наук по истории библейской и церковной ревизор выражал пожелание лучших успехов на будущее время. Из вспомогательных наук наилучшие успехи ревизор нашел по предмету русской истории. «На вопросы из неё», замечал он, «воспитанники отвечали, можно сказать, прекрасно. Причина сему, конечно, частью близость к сердцу учеников предмета, качества данного учебника, но вместе и полная, достойная хвалы, ревность наставника» (Семена Леонтьева) . Состояние успехов по философским предметам вызвало со стороны ревизора следующее замечание. «Из логики воспитанники отвечали вообще хорошо, а некоторые и очень хорошо. Но эти уже ответы показали, что самые записки по логике, выданные в руководство ученикам, местами не совсем ясны и приближены к их понятиям, напр., в трактате об идеях, взятом почти целиком из логики Бахмана, — а в других местах, особенно в исследовании о силлогизмах, излишне растянуты дроблением и тонкостями. По моему мнению, для учеников семинарии среднего отделения, у которых еще недовольно раскрылись умственные силы, гораздо полезнее было бы преподавать логику покороче, ограничиваясь более важным и существенным, и не вдаваясь в многочисленные частности и перечисления разных схоластических форм и тонкостей, которые, как показывает опыт, только забивают еще нетвёрдые головы большей части воспитанников и, без сомнения, в самое короткое время по изучении науки будут забыты ими, как неусвоенные.
  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076  077   078   079   080   081   082   083   084   085   086   087
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера