Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  066   067   068   069   070   071   072   073   074   075  076   077   078   079   080   081   082   083   084   085   086
В начало текстаВ конец текста
Макарий признавал «апологию вполне соответствующею своему назначению 306, хотя и не содержащею обстоятельного изложения рассматриваемых ею догматов и не предлагающею ничего, доселе неизвестного для православного богослова». Перевод апологии рецензент признал правильным, точным, простым и ясным» 307. 28 декабря того же года в Академической Конференции докладывалась записка архим. Макария с его замечаниями о программе для преподавания богословских наук в университетах и лицеях, составленной членами Конференции прот. А. Райковским и А. Окуневым. В своей, очень подробной и обстоятельной записке, архим. Макарий признавал программы «имеющими неоспоримые достоинства, как точно и с систематическою последовательностью обозначающими, какие именно предметы по каждой из упомянутых наук должны быть преподаваемы в университетах и лицеях». Но в программах найдены были рецензентом и некоторые неточности и опущения, а именно: 1 (догматическое богословие разделялось на две части: приготовительное и собственно догматическое богословие. По мнению архим. Макария, здесь заключалась «очевидная неточность. Богословие приготовительное, для которого назначаются трактаты о религии, откровении, христианской религии и источниках православного богословия, лучше бы излагать в виде особой предварительной части или общего введения в православное богословие, а если уже вносить в состав самой догматики, то под каким-нибудь другим, более приличным названием, напр., общей части догматического богословия и под. ; 2) при перечислении предметов в собственно догматическом богословии опущены трактаты: о Церкви, хотя в оглавлении других трактатов об ней и упоминается, между прочим; также о призывании святых, о молитвах за умерших, о почитании св. икон и мощей. 3 (Программа канонического права предлагала все коренные права Церкви, как богоучрежденного общества, и отношение церковной власти к власти гражданской преподавать во введении в эту науку на ряду с понятиями о каноническом праве, его разделении на части, его достоинстве и источниках. Но, по мнению рецензента, «такие важные предметы, как коренные права Церкви, на которых основываются все частные права её, раскрываемые в церковном законодательстве, и отношение её в гражданской власти, справедливее бы излагать не во введении в науку канонического нрава, а в самой науке, и при том на первом плане. И в таком случае, вместо теперешних двух частей, наука эта разделилась бы на три части: 1) о коренных правах Церкви, как основаниях всего церковного законодательства, II (о праве Церкви внутреннем н III) о праве её внешнем».

Касательно руководств, рекомендованных в программах для преподавания богословских наук, архим. Макарий, вопреки мнению составителей программ, полагал, «что в настоящее время могут быть приняты за такое руководство, по крайней мере, по каноническому праву записки по церковному законоведению прот. Иоанна Скворцова, отличающиеся сжатостью и отчетливостью»; а по Церковной истории вместо «Начертания церковной истории преосв. Иннокентия», рекомендованного составителями программы, но, по мнению рецензента, страдающего обширностью и вместе раздробленностью предметов, архим. Макарий советовал «вменить в обязанность самим наставникам составлять более краткие записки по составленной теперь программе для церковной истории». В качестве пособий по богословским предметам и церковной истории рецензент в дополнение к мнению на этот счет составителей программ, с своей стороны, рекомендовал Догматическое богословие архим. Антония и Историю русской церкви преосв. харьковского Филарета. Наконец, по вопросу о числе часов для преподавания богословских наук в университетах и лицеях архим. Макарий сделал следующее замечание: «для преподавания нравственного богословия и особенно церковной истории назначается (составителями программы) слишком мало времени. Преподавать в одно последнее полугодие, когда при том не мало времени отнимается для репетиций и испытаний, всю историю Церкви вселенской и русской, при двух лекциях в неделю, можно разве в виде самого беглого обзора».

Академическая Конференция, заслушала записки архим. Макария, и постановила: «замечания о. архимандрита Макария о программе, признать основательными, сообщить составителям программы, рекомендуя им сделать в сообразность с сими замечаниями надлежащие исправления в программах» 308. Подобно тому как служба архим. Макария в цензурном комитете была во многих отношениях полезна для него, дав ему богатый запас разных практических знаний, весьма пригодившихся ему впоследствии, так равно и участие его в трудах Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях, не смотря на все невыгодные стороны в деятельности этого Комитета, о чем было выше замечено нами, принесло Макарию бесспорно великую пользу. Участие архим. Макария в делах этого последнего Комитета должно было ближайшим образом познакомить его с учебною частью, которая была введена в наших духовных семинариях по реформе 1840 г. А это знакомство было в высшей степени важно для него в тех случаях, когда он, по поручению своего начальства, должен был обозревать различные духовные семинарии.
  066   067   068   069   070   071   072   073   074   075  076   077   078   079   080   081   082   083   084   085   086
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера