Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста
Макарию: «а я, среди страстной недели, вздумал посмотреть на свои — Последние дни земной жизни И. Христа. Сочинение не мудреное, но могшее быть читанным не без пользы. Когда то, лет за пять, я хотел его издать особенно и представил первую часть в вашу цензуру. Но тогда она страдала — vitio haeresificationis. Рукопись досталось читать о. Райковскому, человеку очень ограниченному и всегда готовому плыть по ветру, откуда бы он ни веял. И вот он нашел некоторые места якобы неверными истине, тогда как они все есть у св. отцов. Книга при том была одобрена Конференцией и Комиссией училищ, за нее дана степень доктора и большая её часть напечатана в «Христианском Чтении», при том — для издания — и из того все, что было очень школьного, опущено в рукописи» 281. Кроме серьёзной ответственности пред высшим начальством, что собственно и заставляло духовных цензоров быть крайне требовательными и подчас даже придирчивыми к авторам, в цензорской службе была еще одна непривлекательная сторона. Лица, отдававшие свои сочинения в цензуру, желали как можно скорее получить разрешение на право печатания их. Это, конечно, прекрасно сознавали и сами члены цензурного Комитета и потому, по-видимому, должны бы быть исполнительными и аккуратными в своей должности. Однако же иногда, при всем желании самих цензоров быть исполнительными, это было положительно невозможно для них. Дело в том, что жалованье по должности цензурного Комитета было крайне ничтожно и потому обыкновенно должность эта поручалась лицам, занимавшим другие какие-либо места, преимущественно духовным лицам епархиального ведомства. Неудивительно, поэтому, если члены цензурного Комитета, обремененные многими должностями и занятиями, неаккуратно относились к своим цензорским обязанностям, которые при том для многих из них были и нежелательны. Это было хорошо известно и академической Конференции, в ведении которой находился С. -Петербургский духовно-цензурный Комитет и которая в своем представлении о назначении членом Комитета архим. Макария прямо жаловалась Св. Синоду на то, что неаккуратное отношение к своим обязанностям действительных членов Комитета, обремененных занятиями по епархиальной службе, крайне затрудняло издание академического журнала «Христианское Чтение» 282. Но если цензоры позволяли себе неаккуратно относиться к рассмотрению статей, назначавшихся для академического журнала, то само собою понятно, как медлительны бывали они в разрешении к печати сочинений, представлявшихся посторонними лицами. Такие лица иногда должны были ожидать разрешительного билета по нескольким месяцам и даже по целым годам. Из писем преосв. Филарета (Гумилевского) к А. В. Горскому лучше всего можно видеть, сколько претерпевали иногда даже выдающиеся по своему положению духовные писатели от медлительности С. -Петербургской и Московской цензуры 283. Из сказанного сейчас следует, что всякий цензор должен был отличаться качествами внимательного, гуманного и аккуратного в исполнении своих обязанностей человека. Но все эти качества, как мы знаем, составляли отличительные черты характера архим. Макария. Поэтому, архим. Макарий был самым желательным цензором, как для начальства, которое знало и считало его за человека серьёзного и точного в своих действиях, так и для всех тех лиц, которые представляли свои рукописи в С. -Петербургский духовно-цензурный Комитет и для которых Макарий был интересен, как человек аккуратный, благородный, гуманный. Благодаря всем этим качествам, архим. Макарий скоро сделался самым популярным представителем духовной цензуры. Мало того, что он серьёзно и внимательно прочитывал все поручавшиеся ему сочинения и снисходительно относился к авторским недосмотрам или несколько оригинальным мыслям их, он, при своей любви быть точным и аккуратным во всем, никогда не задерживал поступавших к нему рукописей и разрешал их к печати без замедления. Вот почему все, сколько-нибудь знавшие, или просто только слышавшие о Макарии, обращались к нему с просьбами быть их заступниками в цензурном Комитете, при чем все они получали просимое и были потом глубоко благодарны архим. Макарию.

С подобными просьбами к арх. Макарию обращались даже такие замечательные в тогдашнем литературном мире лица, как преосв. Иннокентий Борисов, а также преосв. Анатолий Мартыновский, Бодянский, бывший учитель Макария по Киевской духовной Академии профессор Я. К. Амфитеатров и многие другие. Из писем всех этих лиц к архим. Макарию по делам цензуры видно, что Макарий был очень влиятельным членом цензурного Комитета и за свое добросовестное и гуманное отношение к делу у всех пользовался глубоким уважением.

Так, 22 октября 1846 г. архиепископ Иннокентий писал архим. Макарию: «доброго здоровья и успеха в ученых и общеполезных трудах, достопочтеннейшему о. Макарию. Если есть между ними минута свободы, то благоволите уделить ее вам и выслушать нашу просьбу. Дело в следующем. На сей же почте посылается от меня в ваш цензурный Комитет небольшое собрание великопостных поучений, предназначенных к изданию в свет.
  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера