Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  060   061   062   063   064   065   066   067   068   069  070   071   072   073   074   075   076   077   078   079   080
В начало текстаВ конец текста
Макария, как члена этого Комитета, мы можем почерпать хотя некоторые сведения из мнений и отзывов м. Филарета. Оказывается, что все работы Комитета по составлению семинарских конспектов посылались Св. Синодом на рассмотрение м. Филарета. Замечательно, что м. Филарет 28 декабря 1844 года возвратил конспекты по введению в православное богословие и по догматическому богословию, которые были доставлены ему графом Пратасовым 11 мая того же года и в составлении которых, должно полагать, принимал самое деятельное участие архим. Макарий. М. Филарет нашел в рассмотренных конспектах много недостатков и выражал желание, чтобы эти конспекты были вновь пересмотрены и усовершенствованы 274. Желание м. Филарета было исполнено. Но 2 сентября 1845 г. он возвратил графу Пратасову исправленные по его прежним замечаниям конспекты введения в православное богословие и догматического богословия с новыми замечаниями и желанием большего усовершенствования конспектов 275. Дальнейшая судьба пересмотра и исправления конспектов по вышеозначенным богословским наукам, равно как и вообще деятельности Комитета для рассмотрения семинарских конспектов нам неизвестна в точности. Но есть основание думать, что деятельность эта и после того была так же безуспешна, как и прежде. По крайней мере, в письме преосв. Евсевия (Орлинского) к А. В. Горскому от 18 марта 1848 года встречаем известие, что «Комитет ушел не далее конспекта по догматическому богословию... Это довольно скучно», замечал преосв. Евсевий. «Что из сего выйдет, не знаю» 276. Духовно-цензурный Комитет при С. -Петербургской духовной Академии был учрежден во время преобразования её в 1809 г. Состав и образ действий его определялся нарочитыми правилами устава духовных академий. Но так как правила эти не имели надлежащей точности и по некоторым пунктам нуждались в дополнениях и разъяснениях, то в 1818-1828 гг. Конференцией С. -Петербургской духовной Академии был составлен, по поручению Св. Синода, проект устава духовной цензуры и штата цензурных комитетов, применительно к общей системе духовно-учебного управления. 22-го апреля 1828 г. проект этот был Высочайше утвержден. По новому уставу духовной цензуры, Комитетам при С. -Петербургской и Московской духовных академиях была поручена цензура наибольшего числа сочинений и переводов, и при том обширнейших и важнейших, тогда как Киевский и (впоследствии) Казанский академические цензурные Комитеты были ограничены рассмотрением мелких сочинений, как-то: небольших рассуждений, слов и программ, которые имели поступать собственно от лиц их училищного ведомства 277. Архим. Макарий был определен членом С. -Петербургского духовно-цензурного Комитета по указу Св. Синода от 16 октября (17 ноября) 1814 г. вместо своего предшественника по должности инспектора Академии архим. Иоасафа. Как этот последний, так и архим. Макарий был собственно сверхштатным четвертым членом цензурного Комитета, на обязанности которого лежало рассмотрение статей, помещавшихся в академическом журнале «Христианское Чтение». Назначение четвертого сверхштатного члена Комитета, как видно из представления Конференции С. -Петербургской духовной Академии об определении на это место Макария 278, было вызвано тем обстоятельством, что действительные члены Комитета (Морского собора протоиерей Никольский, Смоленско-кладбищенской церкви протоиерей Райковский и Казанского собора священник Андрей Окунев) жили далеко от Академии и, кроме того, все были крайне обременены занятиями по епархиальной службе. На обязанности же четвертого сверхштатного члена, кроме рассмотрения статей, назначавшихся для «Христианского Чтения», лежало также и общее наблюдение за ходом дел Комитета. Наконец, из представления С. -Петербургского духовно-цензурного Комитета от 16 января 1847 г. видно, что архим. Макарий, кроме исполнения обязанностей цензора «Христианского Чтения» и наблюдателя за общим ходом дел Комитета, рассматривал и другие сочинения, равно как и принимал участие в цензуре сочинений, подлежавших общему суду всех членов Комитета 279. Из сказанного нами видно, как многосложны были обязанности Макария по должности члена цензурного Комитета. Обязанности эти, кроме того, были и ответственны. Пропуск в печать сочинения, заключавшего в себе какие либо неточные мысли, или неудобные выражения, мог иметь самые неблагоприятные последствия для цензора. Это заставляло духовных цензоров быть строгими и нередко даже придирчивыми к авторам. Правда, устав 1828 г. значительно смягчил и упростил правила и требования духовной цензуры. До этого времени правила духовной цензуры были невообразимо строги и суровы. Преосв. Иннокентий, по собственному опыту знавший всю неприятность цензорской службы, в ответ на жалобы архим. Макария писал ему 26 декабря 1846 г. : «что делать, вы теперь по крайней мере живете в тихую и не суровую погоду. Пожили-бы и поцензорствовали в 1826-и 7 год!.. — Это была вьюга на вьюге, гром за громом» 280. Но даже и после введения устава 1828 г., пред самым назначением архим. Макария в цензурный Комитет, С. -Петербургская духовная цензура отличалась строгостью и преследованием сколько-нибудь оригинальных мыслей и сочинений. Тот-же преосв. Иннокентий писал 27 марта 1847 г. архим.
  060   061   062   063   064   065   066   067   068   069  070   071   072   073   074   075   076   077   078   079   080
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера