Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065  066   067   068   069   070   071   072   073   074   075   076
В начало текстаВ конец текста
(, о внешнем богослужении) храмах, их числе, известнейших храмах, священных временах, новых празднествах, соблюдении постов, священных действиях и вещах (и об управлении) основании церковного управления, устройстве его и ряде соборов (; наконец, в трактате об успехах в вере и благочестии изображалось состояние в этом отношении а) всех вообще христиан (набожность и благочестие народа, обстоятельства, содействовавшие этому, недостатки в вере и нравственности и причины этих недостатков) ; б (монастырей и монашествующих) новые монастыри, знаменитейшие из них, средства для содержания их, внутреннее устройство их и образ жизни иноков (и в) лиц, особенно отличавшихся святостью жизни из числа царственных особ, архипастырей и подвижников разных обителей. С другой стороны, есть различие между Киевской и Петербургской программами Макария по русской церковной истории и в изложении частнейших пунктов программы. Так, напр., трактат, имеющий одинаковое заглавие в обеих программах: «состояние русской церкви по внешнему составу по Петербургской программе начинался историей иерархии и затем уже изображалось состояние паствы, а по Киевской программе в этом трактате сначала говорилось о пастве и потом уже об иерархии; очевидно, порядок изложения в первой программе более соответствовал существу дела, чем во второй. Далее, в Петербургской программе совсем отсутствовал параграф, озаглавленный в Киевской программе: «Рюрик-Христианин». Наконец, Петербургская программа Макария по русской церковной истории отличалась от Киевской большею полнотой, подробностью и обстоятельностью. Насколько вообще Петербургская программа была полнее, обстоятельнее и подробнее Киевской в параллельных отделах, это можно особенно ясно видеть из следующего сравнения их: Киевская программа 254 С. -Петербургская программа 255 1 (. Состояние паствы. А) умножение числа верующих Попытки пап сократить число православно-верующих в России В (благоденствие и бедствия верующих 2) Состояние иерархии А. Митрополиты Б. Епископы В. Прочие низшее духовенство Г. Миряне 2. Паства а (умножение числа верующих, или распространение веры православной а) в странах тогдашней России и β ( в странах пограничных; б ) противодействия успехам православной веры: а (со стороны волхвов, β) со стороны пап, аа (ряд их попыток бб) их мнимые у нас успехи γ (со стороны ересей и расколов, проникавших к нам из Греции. аа) лжеучение Адриана и Дмитра; бб (споры о посте в среду и пяток вв) ересь Мартына. I. Иерархия а (состав Русской иерархии б) происхождение Митрополитской власти на Руси. в (попытка разделить нашу Митрополию г) ряд Митрополитов I (до Иллариона II) с Иллариона до конца периода. д (отношение их к цареградским Патриархам, великим князьям, подведомым Епископам и народу; е) число епархий, ж (их разделение на архиепископии и епископии, з) отношение епископов к митрополиту, князьям, подведомому духовенству и народу. и (источники для содержания митрополита и епископов, и) употребление епископских доходов, к (о низшем духовенстве л) общая привилегия всего духовенства, м ( миряне, причисленные к классу духовных. )

Все указанные нами изменения в петербургской программе архим. Макария по русской церковной истории весьма красноречиво свидетельствуют о том, что Макарий не оставил занятий этою наукою и в бытность свою инспектором С. -Петербургской духовной Академии. Правда, многосложные и ответственные обязанности по должности инспектора и профессора богословских наук не позволяли ему вести эти занятия правильно и систематически. Архим. Макарий, как он сам сознается в одном из своих писем к преосв. Иннокентию, занимался русской церковной историей в это время только «урывками» 256. Можно думать, что собственно искренняя привязанность к науке и желание во чтобы то ни стало не оставлять раз начатых занятий по русской церковной истории и побудило главным образом архим. Макария добровольно принять на себя обязанности преподавателя этой важной науки, для которой к тому же в данное время не было особой кафедры в С-. Петербургской духовной Академии. Не смотря, однако же на то, что архим. Макарий имел возможность заниматься русскою церковною историей в С. -Петербурге только «урывками», занятия эти все-таки сопровождались значительным успехом. Как можно заключать из программ, по каким архим. Макарий преподавал русскую церковную историю студентам С. -Петербургской духовной Академии, познания его в области этой науки значительно расширились теперь и сделались видимо более глубокими и основательными, чем были прежде. Плодом занятий архим. Макария русскою церковною историей были также, как скоро увидим, многие и очень солидные труды его по различным вопросам этой науки, напечатанные им в обозреваемое время.

В заключение всей нашей речи о профессорской деятельности архим. Макария мы должны заметить, что подобно тому, как в Киеве, так и в С. -Петербурге Макарий был образцовым и выдающимся во всех отношениях профессором. Лекции его по богословским наукам и по русской церковной истории, поизносившиеся им обыкновенно наизусть, отличались живостью, занимательностью и могучим воздействием на слушателей.
  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065  066   067   068   069   070   071   072   073   074   075   076
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера