Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064  065   066   067   068   069   070   071   072   073   074   075
В начало текстаВ конец текста


Из представленного нами сопоставления программ Иннокентия, Димитрия и Макария видно, что 1 (программа каждого из названных Архипастырей имела свои существенные характеристические особенности; 2) замечаемое между ними сходство необходимо требовалось самым существом дела, т. е. общностью предмета и, наконец, 3 (в частности, что касается собственно взаимного отношения между программами Димитрия и Макария, то Макарий до конца остался верен тем отступлениям от программы своего учителя, какие мы видели в самой первой программе Макария, по которой он преподавал догматическое богословие студентам XV курса С. -Петербургской духовной Академии в 1842-43 учебном году. Весьма важное и существенное различие между программами Димитрия и Макария, как это можно видеть из представленного нами сравнения их, состояло в следующем; 1) у Димитрия догматическое учение о творении и Промысле Божием излагалось вместе и нераздельно, тогда как у Макария оно рассматривалось отдельно, т. е. в различных пунктах·, 2 (у Димитрия учение о первоначальном состоянии человека, его падении и первородном грехе стояло во главе трактата о домостроительстве спасения человеческого рода, между тем как у Макария это учение излагалось в конце трактата о Боге, как Промыслителе человеческого рода, и, наконец, 3) у Димитрия учение о мздовоздаянии составляло вторую половину трактата о царстве Божием, учрежденном на земле И. Христом для спасения людей, и озаглавливалось так: «царство славы, или церковь торжествующая», тогда как у Макария это учение составляло вторую половину трактата о царском служении Господа И. Христа и имело такое заглавие: «И. Христос, как Царь, является и явится Судиею рода человеческого». Показанное сейчас различие безусловно исключает всякую мысль о зависимости богословско-догматической программы Макария от таковой же программы Димитрия.

Кроме введения в православное богословие и догматического богословия, архим. Макарий, в бытность свою инспектором и профессором С. -Петербургской духовной Академии, преподавал студентам высшего отделения еще и русскую церковную историю. Программа преподавания в общем оставалась та же самая, по какой Макарий читал эту науку студентам XV курса Киевской духовной Академии в 1841-42 учебном году. Во введении, после предварительных сведений (понятие о науке и разделение её по предмету и по времени — на периоды) , профессор обозревал первый — предварительный период, где сообщал своим слушателям сведения о начале христианства в пределах нынешней России до основания русского царства (проповедь св. ап. Андрея, церковь Христова в древней Скифии, или нынешнем новороссийском крае, церковь Христова в дровней Сарматии, или нынешнем кавказском крае и церковь Христова в Закавказье) и о начале христианства собственно в царстве русском (крещение Аскольда и Дира, перевод св. Писания и богословских книг на славянский язык, состояние христианства на Руси при Аскольде и Дире, Олеге и Игоре, крещение в. к. Ольги, попытка к распространению на Руси папизма, крещение в. к. Владимира, Киевлян и всей земли русской) . Собственно по истории русской церкви архим. Макарий в течении учебного курса обозревал два первые периода её: 1 (до порабощения России татарами в 1240 г. и 2) до учреждения в России патриаршества в 1588 г. В том и другом периоде профессор рассматривал обыкновенно состояние русской церкви с трех сторон: 1 (по внешнему её составу) иерархия и паства (, 2) по внутреннему составу (духовное просвещение и учение, внешнее богослужение и управление) и 3 (по успехам в вере и благочестии) всех вообще христиан, монастырей и монашествующих и лиц, особенно отличавшихся святостью жизни (.)

Но, при общем согласии Киевской и Петербургской программ Макария по русской церковной истории, есть между ними и различие. Прежде всего, в С. -Петербургской духовной Академии архим. Макарий успевал в течении учебного курса прочитывать больше, чем в Киеве. Поэтому, в Петербургской программе вторая половина её является новою. Вот содержание её. В трактате о внешнем состоянии русской церкви до утверждения в ней патриаршества излагалась, а (история иерархии, причем говорилось о. перенесении митрополичьей кафедры из Киева во Владимир и потом в Москву, разделении русской митрополии, начале некоторой независимости от цареградского патриарха, Московских и Киевских митрополитах с 1461 г., отношении митрополитов к патриарху, князьям, духовенству и народу, переменах в наших епархиях, новых архиепископах в России, правах епископов и о средствах для содержания высшего духовенства, б) изображалось состояние паствы, причем говорилось об умножении числа верующих, или распространении православной веры в России, противодействиях успехам православной веры со стороны религиозных обществ заграничных (папистов, реформатов, социниан и татар) и со стороны сект, возникавших в недрах нашей церкви (стригольников и раскольников) ; в трактате о внутреннем устройстве русской церкви говорилось а (о духовном просвещении и учении) упадке просвещения, крайнем невежестве духовенства, церковных писателях из числа архипастырей и низшего духовенства и некоторых чертах самого учения — догматического, нравственно-аскетического, полемического и др.
  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064  065   066   067   068   069   070   071   072   073   074   075
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера