Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  053   054   055   056   057   058   059   060   061   062  063   064   065   066   067   068   069   070   071   072   073
В начало текстаВ конец текста
Христа; 4) трактат, следовавший за учением о лице Господа И. Христа, в программе XV курса озаглавливался так: «история нашего Спасителя», а в программе XVI курса так: «о двояком состоянии Господа нашего И. Христа»; 5 (второй отдел второй части догматики в программе XV курса имел такое заглавие: «о Божием домостроительстве человеческого спасения», а в программе XVI курса такое: «об отношении И. Христа к человеческому роду»; 6) второй отдел второй части догматики в программе ΧV курса начинался учением о приготовлении человеческого рода ко спасению во И. Христе и затем уже следовало учение о пророческом, первосвященническом и царском служении Спасителя, тогда как в программе XVI курса этот отдел начинался прямо учением о трояком служении, и наконец 7 (трактат о Боге, как Мздовоздаятеле в программе XVI курса составлял только вторую часть учения о царском служении Господа И. Христа, между тем как в программе ΧV курса он занимал совершенно особенное место. Показанное нами различие между программами ΧV и ΧVΙ курсов весьма красноречиво свидетельствует о том, что архим. Макарий серьезно работал над усовершенствованием своей программы по догматическому богословию в течении 1843-1847 года, при чем сделанные им в течении этого времени изменения касались почти исключительно формальной стороны её.)

В программе, но которой архим. Макарий читал догматику ΧVΙΙ курсу студентов С. -Петербургской духовной Академии, сравнительно с предыдущими программами замечаются следующие две особенности: 1 (здесь мы видим введение в догматическое богословие; в этом введении профессор сообщал своим слушателям понятие о православной догматике вообще, понятие о догмате православной веры Христовой, условиях догмата, частное понятие о догмате, как предмете православной догматики, разделении догматов с этой точки зрения, наконец, о плане и методе православной догматики, и 2) самое догматическое богословие по прежнему делилось на две части, из коих первая заключала в себе богословие в теснейшем смысле слова, т. е. учение о Боге (отд. I.) и о Божием отношении к миру (отд. II) , а вторая часть содержала «Христословие», или учение о лице И. Христа и Его отношении к человеческому роду. Но за то в частнейшем рассмотрении этих общих пунктов православно-догматического учения настоящая программа сравнительно с предыдущими отличалась большею подробностью, обстоятельностью и отчётливостью, что особенно должно сказать о трактате, излагавшем учение о существе Божием и существенных свойствах Божиих.

Наконец, в программе, но которой архим. Макарий преподавал догматику XVIII курсу студентов С. -Петербургской духовной Академии в течении 1847-49 г., мы подметили следующую особенность 250. При сохранении прежнего плана и деления науки на введение и самое догматическое богословие, которое, в свою очередь, распадалось на две части, в программе замечается еще большая полнота, обстоятельность подробность и отчетливость, с какими рассматривались отдельные пункты догматического богословия. В частности, во введении, кроме прежде указанных вопросов, решались еще следующие: 1 (долг православно-догматического богословия. 2) деление догматов, а (на библейские и церковные, б) раскрытые и нераскрытые, в (основные и частные, г) непостижимые и постижимые, д (существенные и несущественные и е) общие н основные, и 3 (очерк истории православно-догматического богословия. С другой стороны, в перечислении свойств Божиих и в разделении их по пунктам, креме большей полноты сравнительно с предыдущим, нами замечены еще следующие две частнейшие особенности: 1) «всемогущество» отнесено к числу свойств существа Божия вообще, тогда как в прежних программах оно относилось к числу свойств воли Божией, и 2 (в числе свойств существа Божия вообще находим одно новое, т. е. неупоминавшееся в прежних программах архим. Макария, именно: «неизмеримость существа Божия». Считаем необходимым здесь заметить, что по рассмотренной нами сейчас программе ХVIII курса архим. Макарий в 1848 г. с апрельской книжки академического журнала «Христианское Чтение» начал печатать свое православно-догматическое богословие, при чем в печатном произведении были удержаны те-же самые деления и рубрики, какие находятся и в программе. Поэтому, на программу XVIII курса можно смотреть, как на окончательно выработанную архим. Макарием за это время программу догматического богословия.)

Из представленного нами краткого очерка программ, по каким архим. Макарий преподавал догматическое богословие в бытность инспектором и профессором С. -Петербургской духовной Академии, мы можем ясно видеть следующее. Во-первых архим. Макарий серьезно, неутомимо и непрерывно в течении всего этого времени ( 1845-1849 г. ) занимался обработкой программы по догматическому богословию. С каждым новым курсом он вводил в свои чтения по догматике что-либо новое, или же делал изменения в распределении догматического учения по различным отделам. Все эти дополнения и изменения красноречиво свидетельствовали об усовершенствовании познаний архим. Макария по догматическому богословию, о более глубоком, всестороннем и частнейшем изучении им этой важнейшей отрасли богословских наук. Во-вторых архим.
  053   054   055   056   057   058   059   060   061   062  063   064   065   066   067   068   069   070   071   072   073
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера