Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061  062   063   064   065   066   067   068   069   070   071   072
В начало текстаВ конец текста
Макарием в С. -Петербургской духовной Академии основного богословия, или энциклопедии православного богословия мы имеем право сделать следующее заключение: во-первых окончательно выработанная архим. Макарием программа по этой науке была самостоятельным (по крайней мере, относительно) произведением его; во-вторых эта программа была выработана им постепенно в течении 1843-1847 г. г. ; и в-третьих судя по программе, и самые чтения архим. Макария по этой науке были самостоятельным произведением его, независимым от чтений его учителя по Киевской духовной Академии, архим. Димитрия, хотя окончательное суждение об этом отлагаем до того времени, когда будем говорить о сочинении архим. Макария, которое было печатным воспроизведением его академических чтений по основному богословию.

Одновременно с основным богословием архим. Макарий во все обозреваемое время преподавал и богословие догматическое. Нам уже известна та программа, по какой Макарий преподавал догматическое богословие студентам XV-курса С. -Петербургской духовной Академии в течении 1842-43 учебного года. В своем месте мы высказали, на основании слов самого Макария 247, предположение, что программа эта совпадала с тем конспектом, по какому был составлен Макарием сборник «догматического учения по руководству св.

Димитрия Ростовского ». Теперь, имея под руками подлинную программу Макария по догматическому богословию за 1842-43 учебный год, мы имеем возможность перейти из области предположений в область действительных фактов. Действительно, программа чтений Макария по догматическому богословию за 1842-43 учебный год буквально совпадала с конспектом упомянутого сборника. Для того чтобы быть более обстоятельными и понятными в последующей своей речи, мы воспроизведем здесь эту программу в самых общих чертах, после чего мы уже будем иметь возможность лучше и скорее разобраться посреди программ архим. Макария, по каким он читал догматику студентам следующих курсов С. -Петербургской духовной Академии.

В 1842-43 учебном году Макарий выполнил одну только вторую половину программы по догматическому богословию 248. Он читал: 1 (о Боге вообще и общих действиях Его в мире) часть первая, в которой говорилось именно о Боге, как Творце и Промыслителе мира невидимого (1) , о Боге, как Творце и Промыслителе мира видимого (II) , и о Боге, как Творце и Промыслителе человека (III) , и 2 (о Боге в частности, как Спасителе человеков, и особенном действии Его в мире и о домостроительстве нашего спасения) часть вторая, в которой подробно говорилось о Боге, как Спасителе человеческого рода (отд. I) и о Божием домостроительстве человеческого спасения (отд. II) .

В следующем 1843-45 учебном курсе архим. Макарий преподавал догматическое богословие по несколько иной программе, при чем сделанные в программе изменения касались главным образом формальной стороны дела. Все догматическое богословие по программеXVI курса разделялось на две части 249. В первой части, озаглавленной «богословие в теснейшем смысле» излагалось учение о Боге, а именно: о Боге едином но существу и о Боге троичном в лицах, и об отношении Божием к миру, частнее: о Боге, как Творце и Промыслителе мира невидимого, видимого и человеческого. Во второй части, озаглавленной «Христословие» (излагалось учение о Христе Иисусе, в частности о Христе Спасителе) о лице Иисуса Христа, двух естествах в И. Христе, о двояком состоянии Господа нашего И. Христа (и об отношении И. Христа к человеческому роду, где собственно излагалось учение о пророческом, первосвященническом и царском служении Господа И. Христа, при чем учение о царском служении Господа И. Христа, в свою очередь, распадалось на два отдела, из коих первый озаглавливался так: «И. Христос, как царь управляет своим благодатным царством, или церковью», а второй так: «И. Христос как царь, является и явится Судиею человеческого рода».)

Сравнение программ Макария, по каким он преподавал догматическое богословие студентам XV и XVI курсов С. -Петербургской духовной Академии, показывает, что а (в учении о Боге, как Творце и Промыслителе мира они были почти буквально согласны между собою, и б) различались они только во второй своей части, которая в программе XV курса озаглавливалось так: «о Боге в частности, как Спасителе человеков, и особенном действии его в мире и о домостроительстве нашего спасения», а в программе XVI курса так: «Христословие»; различие состояло в следующем: 1 (в программе XVI курса указывалась связь между первою и второю частями догматики, чего не видим в программе XV курса; 2) в программе XVI курса учение о двух естествах в природе Господа И. Христа предшествовало учению о единстве ипостаси во И. Христе, а в программе XV курса эти два трактата находились в обратном взаимоотношении; 3 (в программе XV курса учение о Богоматери составляло особый трактат, тогда как по программе XVI курса оно входило в трактат о двух естествах Господа И.
  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061  062   063   064   065   066   067   068   069   070   071   072
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера