Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  051   052   053   054   055   056   057   058   059   060  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070   071
В начало текстаВ конец текста
Димитрия, как она сложилась у него ко времени поступления Макария в число его учеников и архим. Макария, как она окончательно была выработана им ко времени напечатания его сочинения: «Введение в Православное Богословия» — в их взаимном сопоставлении: Программа архим. Димитрия Программа архим. Макария А (Общее введение в курс богословских, наук, где сообщались общие предварительные сведения о богословии, как науке, и указывались части богословской системы. Б) Богословие общее или основное. Вступление. Общие предварительные сведения о науке «основного богословия». Отделение первое. Учение о религии вообще. а (общее понятие о религии. б) возможность расторжения союза с Богом — со стороны человека, в (потребность восстановления религии, г) понятие об откровении, д (необходимость и возможность откровения, е) признаки откровения: внутренние и внешние. Отделение второе. О религии христианской. 1 (Божественное происхождение христианской религии, которое доказывалось на основании учения, нравственного характера чудес и пророчеств Господа Иисуса Христа. 2) Сущность и свойства христианской религии. 3 (Источники христианского учения. А. Св. Писание. Б. Св. Предание. В. Учение св. православно-кафолической церкви.)

Предисловие Общие предварительные сведения о науке «Введение в Православное Богословие». Часть первая. О предмете православного богословия. Отдел первый. О религии и откровении вообще. Глава первая. О религии: а (Основные истины, предполагаемые понятием о религии, б) Существо религии. в (Религия, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о церкви. Глава вторая. Об откровении: а) возможность откровения, б (необходимость откровения, в) признаки откровения: 1 (внутренние, 2) внешние. О религии христианской, как едином истинном откровении. Глава первая. О христианстве, как религии. Глава вторая. О христианстве, как едином истинном откровении: 1 (О божественном происхождении ветхозаветного откровения. 2) О божественном происхождении новозаветного откровения. Часть вторая. Об источниках православного богословия. Отдел первый. О Св. Писании. Отдел второй. О Св. Предании. Отдел третий. О православной церкви, как хранительнице и истолковательнице св. Писания и св. Предания. Часть третья. О системе православного богословия.

Из представленного сопоставления программ видно, что программа архим. Макария в одних пунктах была сходна с программой архим. Димитрия, а в других заметно отличалась от неё. Сходство между программами собственно заключалось в следующем: во-первых, предварительные сведения о науке почти одинаково излагались там и здесь; во-вторых, трактат о религии вообще в обеих программах почти одинаков и в-третьих, трактат об откровении вообще довольно сходно излагался в той и другой программе. Различие же между программами состояло в следующем: во-первых система богословских наук у Димитрия излагалась в предварительных сведениях и, по-видимому, очень кратко: у Макария же она занимала всю третью часть программы и излагалась весьма подробно и обстоятельно; во-вторых учение об источниках христианской веры у Димитрия составляло заключение второго отдела, в котором говорилось о христианской религии; а у Макария оно занимало вторую обширную часть программы; в-третьих одни и те же отделы у Макария излагались видимо подробнее и обстоятельнее, чем у Димитрия; так, напр., доказательство божественного происхождения христианской религии у Димитрия ограничивалось анализом одних только новозаветных свидетельств, тогда как у Макария привлекались к делу и ветхозаветные свидетельства, которые при том разбирались весьма подробно, и наконец, в-четвертых архим. Димитрий, судя по его программе, преподавал преимущественно обще-христианское основное богословие, тогда как у архим. Макария замечается видимое стремление преподавать преимущественно введение в православно-христианское богословие.

Таково было существенное различие между программами, по каким преподавали основное богословие Димитрий и Макарий. Что-же касается найденного нами раньше сходства между этими программами, то значительная часть его должна быть отнесена на счет во-первых общности предмета н во-вторых влияния преданий одной и той-же школы. При этом считаем позволительным, заметить, что влияние преданий школы сильнее и заметнее отразилось на программе Димитрия, чем на программе его ученика Макария. По крайней мере, несомненно, что между программами Макария и Димитрия замечается меньшее сходство, чем между программами Димитрия и его учителя, знаменитого Иннокентия. В этом можно весьма легко убедиться посредством сличения программ Димитрия и Иннокентия по основному богословию, или введению в курс богословских наук. Архим. Иннокентий в первую треть 1833-34 учебного года преподавал введение в богословие студентам VII курса Киевской духовной Академии, питомцем которого был и Димитрий, по следующей программе 245: во-первых prolegomena in theologiam universam; во-вторых doctrina de religione ingenere; в-третьих doctrina de religione christiana ingenere. Но, те же самые пункты мы находим и в программе архим. Димитрия, а именно: во-первых общее введение в курс богословских наук; во-вторых учение о религии вообще и в-третьих учение о религии христианской; особенно заметно сходство между Иннокентием и Димитрием в изложении третьего пункта программы по введению в богословие, где Димитрий буквально повторял Иннокентия 246. Из всего сказанного нами о преподавании архим.
  051   052   053   054   055   056   057   058   059   060  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070   071
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера