Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический ...

  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147  148 
В начало текстаВ конец текста
Почти с несомненностью можно полагать, что повод к ним дала неосторожность Макария, взявшего с собою из Киева студенческие записки по богословию. Впрочем, об этом мы подробнее скажем при обозрении петербургского периода жизни Макария...

81 Подлинники данного «Слова» по свидетельству прот. П. А. Солнцева, ни имеет ни даты происхождения, ни рецензии профессора читавшего его. По мнению достопочтенного о. протоирея «Слово» было написано Михаилом Булгаковым или в богословском классе семинарии, или же в Высшем отделении Киевской духовной Академии. Со своей стороны мы склонимся к последнему предположению на том основании, что слог проповеди более ровный и спокойный, чем тот слог, которым отличаются все вообще семинарские сочинения и проповеди преосв. Макария сравнительно с академическими упражнениями его.

82 Считаем необходимым здесь заметить, что начало рассмотренного нами «слова» почти буквально сходно со «Словом в день Успения Пресвятой Богородицы», произнесенным в Саровской пустыни 15 августа 1857 года, когда преосвящ. Макарий был епископом Тамбовским и Шацким. Дальнейшее же содержание слова, писанного еще в дни студенчества, было изменено на этот раз преосв. Макарием приспособительно к слушателям, которыми были преимущественно иноки Саровской обители. (См. Слова и Речи Макария, митрополита Московского, произнесённые в 1811-1868 г. в Киеве и Петербурге, в Тамбовской и Харьковской епархиях. Изд. второе. CПБ. 1891 г. Стр. 213-216) .

83 См. Арх. Киевск. дух. Акад. по внутр. Правл., за 1839 г. дело № 44 и за 1840 г. дела под №№ 45 и 46.

86 См. Собрание мнений и отзывов Филарета митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Том дополнительный. Изд. под редак. архиеп. Саввы в СПБ. 1887 г. стр. 101.

87 «План аскетики» не был издан отдельно; как видно из письма Макария к С. А. Серафимову от 15 дек 1842 г. ; он вошел, конечно, по исправлении, в докторское сочинение Макария: «Введение в православное богословие» (Церк. вестн. 1883 г. № 8) .

91 Об этом говорит сам Макарий в письме к С. А. Серафимову от 15 дек. 1842 года; из письма видно, что сначала Академия сама желала издать труд Макария, но последний, ради исправлений, просил предоставить это право ему (Церк. Вестн. 1883 № 8) .

92 Первая часть «Истории Киевской Академии» в сокращении была помещена в журнале Маяк (См. 1843 г. т. X) .

97 В письме Макария к С. А. Серафимову от 24 сент. 1842 года читаем о его образе жизни: «держусь во всем прежнего моего порядка: ложусь спать в 10 часов, встаю в 5-ть, или 6-ть» (См. Церк. Вестн. 1883 № 8) .

«Всеобщая история... » — пишет В. И. Аскоченский, — «постойте, дайте перевести дух..., когда-то давно, еще в первом курсе здешней Академии был один студент, отличавшийся аккуратностью и классическою точностью. Студент этот хорошо учил уроки, подавал во-время задачи, регулярно ходил в столовую, в церковь и был nec plus ultra исправный ученик. За такие похвальные качества его присудили оставить бакалавром, кажется, французского языка. Прошло несколько времени и ему отдали в жертву историю, и с тех пор он вымучивает из неё дыхание и жизнь. Взяв в помощники себе Кайданова (т. е. разумеется учебник) , он тиранит ее, анатомирует и сечет... Страх послушать, как он начнет рассказывать о событиях древнего мира: ни одной живой мысли, ни одной идеи, которая бы проникала мертвые факты, нанизанные как попало, на удачу. Для этого человека как будто нет ни Гретера, ни Нибура, ни Погодина, ни Шафарика. Бедная история, бедная Академия, бедные студенты! Губит пас А. Д. Граников!... А как важен этот наш отсталый профессор, иной раз подумаешь, что он с неба звезды хватает, а приглядишься поближе, ан и выйдет трын-трава». Истор. Вестн. т. VII (1882 г.) стр. 338.

Заметем, что проф. Чистович, как мы выше видели, признал деление русской церковной истории, принятое у преосв. Макария, верным и, наоборот, признал деление с точки зрения начала, заимствованного из внутренней истории церкви, несправедливым и неосуществимым. Уже из этого можно заключить, как трудно было установить правильное деление русской церковной истории на периоды особенно преосв. Макарию, который должен был первый делать это. Считаем необходимым заметить здесь, что мы совершенно не согласны с мнением рецензента, будто у преосв. Макария — тоже самое деление на периоды, какое принято и преосв. Филаретом в его истории, точнее мы не согласны с мнением, что преосв. Макарий заимствовал деление на периоды у преосв. Филарета. Мнение это высказывалось не одним только рецензентом, но и другими. Его, напр., держится и биограф преосв. Филарета Гумилевского г. Листовский ( См. Рус. Арх. 1887 г. кн. II-я стр. 389 ) . Преосв. Макарий начал свои работы по русской церковной истории, если не раньше, то по крайней мере одновременно с ним и при том — что самое главное — работал совершенно независимо от него. Макарий, еще будучи бакалавром Киевской дух. Академии, трудился самостоятельно над установлением плана и деления русской церковной истории. То же самое он продолжал и в бытность инспектором и профессором С. -Петербургской духовной Академии, когда опять-таки история преосв. Филарета была еще не напечатана. Выработанный в это время преосв. Макарием план положен был им впоследствии в основу всей его истории Русской церкви. Преосв. Макарий сам признавал, с одной стороны, крайне трудным делом установление плана и деления русской церковной истории, а с другой, считал принятое им деление далеким от совершенства. «План для будущего моего сочинения», — писал он 9 апреля 1846 года преосв. Иннокентию, — «я уже троекратно перестраивал, и тот, который у меня в голове, уже не нравится мне». Представив затем краткий очерк этого плана, сходный в общем с тем планом, какой видим в последующих трудах преосв. Макария, он замечал: «разделение по времени, здесь представленное, кажется, изменять не буду; но разделение по предмету непременно устраню. Это насильственный разрыв главных событий, который неизбежно лишает жизни и самую историю. Но чем заменить это, на что лучше решиться, еще не думал». (См. Христ. Чтен. 1884 г. т. I. стр. 800-801) . Однако же впоследствии обстоятельства заставили преосв. Макария сохранить в общем прежний план.
  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147  148 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петербургский период жизни митрополита макария |

Источник текста


Постоянная ссылка: Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк, Том 1 - читать, скачать - протоиерей Фёдор Титов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера