К истории антицерковной деятельности Московского революционного ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015
В начало текстаВ конец текста
Воскресенский был освобожден под поручительство протоиерея Алексия Мечева и выехал на временное место жительства на станции Дорохово у своей дочери Лидии.

3 июля 1918 г. московский трибунал приговорил протоиерея Воскресенского к десяти годам тюремного заключения с зачетом предварительного заключения [52]. Но 20 ноября того же года на основании амнистии VI съезда советов о. Александр был освобожден как «неопасный для республики» [53]. В революционный трибунал передавались также дела, связанные с подмосковными монастырями, в том числе с национальные святынями русского народа. Так, одним из самых крупных дел из числа разбиравшихся в 1918 г. Московским революционным трибуналом стал « процесс города Звенигорода ». Он возник после попыток местного комиссара Макарова реквизировать материальные ценности из Саввино-Сторожевского монастыря. Население города и окрестных сел взбунтовалось и встало на защиту святыни. Наличие трех томов архивных материалов позволяет посвятить этому делу отдельное исследование, которое автор этих строк планирует провести в скором времени, с учетом уже имеющихся в историографии данных о звенигородском восстании.

Очень слабо в литературе освещена жизнь Иосифо-Волоцкого монастыря в послереволюционный период. В небольшой брошюре по истории обители подчеркивается, что «после революции для монастыря наступили трудные времена» и что «тяготы взаимоотношений с новой властью в значительной мере выпали на долю казначея монастыря, иеромонаха Пафнутия (Бовина) ». При этом имя настоятеля архимандрита Иннокентия (Бобцова) в этой работе не упоминается. Авторы также рассказывают о том, что в 1919 г. в братском корпусе разместили интернат [54]. Между тем документы из фонда революционного трибунала позволяют раскрыть новые страницы истории обители в это трудное время. По инициативе мельника И. О. Бакшеева, давно имевшего экономические связи с волоколамским монастырем и, по-видимому, любившего святую обитель, 4 марта 1919 г., на первой неделе Великого поста, было организовано религиозное собрание для принятия на учет монастырского имущества. В собрании участвовало около 300 человек. На нем выступал настоятель монастыря архимандрит Иннокентий и сам Бакшеев, который высказал мнение, что в связи с большевистским декретом необходимо создать церковный комитет для принятия всего имущества. Комитет был избран на том же собрании, после чего его члены направились в волостной совет с просьбой об утверждении комитета и участии в совместной приемке монастырского имущества. Вторичное собрание было намечено на 19 марта с приглашением членов волостного совета.

В намеченный день около 600 человек приняли участие в очередном общем собрании религиозной общины Иосифо-Волоцкого монастыря. На этот раз присутствовали два члена местного исполкома и начальник 2-участка волоколамской милиции С. И. Зимин, знавший уже о первом собрании и начавший производить дознания о том, что происходило на нем.

Зимин стал предлагать присутствующим решить вопрос о создании в монастыре коммуны, разъясняя смысл декрета об отделении Церкви от государства. Ему ответили, что люди собрались не для этого, а для избрания уполномоченных церковной общины.

Затем начались споры по поводу того, должно ли все имущество монастыря остаться в его ведении. Обсуждение проходило бурно. Избранный товарищем председателя собрания Бакшеев как будто в запале сказал представителям советской власти: «Нас 600 человек, а когда нужно – будет собрано до 60 тысяч» [55]. Эту фразу большевики восприняли как угрозу, хотя на самом деле, как позднее выяснилось, смысл ее был иной: «Для принятия монастыря пока достаточно и 6 человек, а в случае надобности Бакшеев сказал что, может быть, тогда соберутся и 60000 человек» [56]. В результате собрание постановило образовать религиозную общину монастыря и взять все его имущество в пользование общине с принятием по описи всех богослужебных предметов [57]. Местная советская власть посчитала собрание контрреволюционным. Начались дознания и допросы. Одним из первых по делу был допрошен 65-летний настоятель монастыря архимандрит Иннокентий. Ранее он служил протоиереем, потом овдовел, принял монашество, с 1916 г. был в Саввинском монастыре настоятелем и благочинным окружных монастырей [58]. Допрашивался о. Иннокентий как обвиняемый, хотя выяснилось, что на собрании он почти ничего не говорил и лишь слушал шумные споры граждан.

Дело расследовалось в нескольких советских инстанциях: сначала местный совдеп передал его в уголовно-следственную комиссию Волоколамского уезда, откуда оно уже было передано в ЧК. 4 июня г. дело было направлено Чрезвычайной комиссией в революционный трибунал, а 7 июня – принято последним к производству.

В начале сентября следственная комиссия трибунала представила обвинительное заключение. Обвиняемым был И. О. Бакшеев и председатель второго мартовского собрания Д. И. Молчанов. Бакшеев обвинялся в несанкционированном созыве первого собрания и агитации против декрета «Об отделении…» на втором, а Молчанов – в непринятии мер к успокоению граждан. По-видимому, судебного заседания по делу не проводилось, и в итоге оно было замято: 17 декабря 1919 г.
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

икона божией матери трех радостей молятся оправдании обвиненных освобождении плена возвращении утраченного день празднования декабря | 658 святитель филарет дроздов митрополит московский коломенский | святитель филарет дроздов митрополит московский коломенский | церковь иконы божией матери взыскание погибших губернской тюрьме | святитель макарий митрополит московский коломенский апостол алтая |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: К истории антицерковной деятельности Московского революционного трибунала (1918–1920 гг.) : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера