Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и ...

  029   030   031   032   033   034   035   036   037   038  039   040   041   042   043   044   045   046   047   048   049
В начало текстаВ конец текста
отца; на вечерне в Великую субботу, на Господи воззвах, шесть стихир и поют стихиры три глас 8, по двоицы, святого Феодора (это не теперешние стихиры Великой субботы, а другие) . 25 сентября в день памяти преп. Евфросиния поют стихиру самогласну, 2 гласа, преп. отца: «пречистая чистоты твоея». 11 октября в день памяти св. отец 7 вселенского собора «поют стихиры три святым иконам, творение св. Феодора». 7 декабря в день памяти студийских иноков, погибших в море, читается «оглашение св. отца и о умертвии реченные братия изложено». Канон им – творение св. отца.

Ему же приписывается в этом уставе установление 72 аллиллуиариев по 9 на каждый глас. Разумеются аллилуйные припевы по кафизмах и других псалмах. На каждый глас их положено по 9, так что общее число составляет 72, и они известным образом чередуются между собой, как показано в уставе 75. Иоанн Антиохийский (половина XII в) упоминает о песнословии (ὑμνολόγια) Феодора Студита в честь всех святых 76. По одной рукописи Бодлейянской библиотеки, Феодору Студиту усвояется составление степенных антифонов в числе 75, по три антифона (из трёх стихов каждый) на каждый глас, за исключением восьмого, на котором положено четыре антифона или 12 степенных 77. Теперь перейдём к анализу главного труда по части устава, известного с именем Феодора Студита. Разумеем Ὑποτύπωσις τῆς καταστάσεως τῆς μονῆς τῶν Στουδίου или Στουδίων 78. Из предисловия к этой записи видно, что она появилась уже после Феодора Студита и составлена на основании обычаев, державшихся в его монастыре и освящённых его авторитетом. «При множестве разных преданий, которыми исстари управляются разные монастыри, говорится в предисловии к этой записи, то, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора и которого держимся не только мы, но и большая часть добрых монахов, есть наилучшее и совершеннейшее, чуждое излишеств и недостатков». Это предание, по приказанию одного студийского игумена, было письменно изложено неизвестным монахом, который скрыл своё имя под неопределённым выражением «ἡμεῖς σήμερον», в непреходящую память последующим поколениям». Затем, призвав на помощь молитвы о себе пастыря (т. е. игумена) , составитель переходит к изложению полезных и спасительных заповедей преподобного отца нашего (т. е. Феодора Студита) и полагает начало изложению (ἀρχὴ τῆς συντάξεως) службой пасхальной утрени. Кроме того, он упоминает и об оглашениях Студита.

По составу своему эта запись принадлежит к древнейшей редакции типика, когда ещё не успел образоваться церковный год по месяцеслову, а был обработан порядок службы по триоди. Студийская запись отличается этим преобладанием триодного порядка и почти полным отсутствием службы по месяцеслову. Эта последняя была разработана и изложена уже в полных студийских уставах соответственно развитию тогдашнего церковного года. Ὑποτυπωσις состоит из двух частей: из устава службы по триоди цветной и постной и из правил относительно поведения, стола, одежды – словом, внешнего обихода студийской братии. Запись начинается подробным изложением пасхальной утрени, за которым следует краткий очерк главных особенностей, службы в период 50-цы (§ 1–9) , в Петров пост (§ 11) и на некоторые из великих праздников (§ 12–13) . Затем, более подробно излагаются особенности службы в Великий пост (§ 14–16, 21, 23) , и эта статья служит переходом к части дисциплинарной 79. Сначала эти правила (дисциплинарные) записываются вперемежку со служебными (например, 18, 19 – дисциплинарные, 21, 21 – служебные, 22–27 дисциплинарные) , но затем излагаются более последовательно и идут в таком порядке: περὶ τῆς ἑν βρώμασι καὶ πόμασι ποσότητος καὶ ποιότητος καὶ τῆς ἑν τᾶις τραπέζαις εὐταξίας (§§ 28–29) , т. е. ο количестве и качестве пищи и пития и о благочинии на трапезе; περὶ τῆς ἀγίας καὶ μεγάλης τεσσαρακοστῆς (§ 30) , ο святой и великой четыредесятнице; περὶ τῆς ἐν διαχονίαις συμμετρίας (§ 33) , ο соразмерности в службах, т. е. братских работах; περὶ τῆς ποσότητος ἐνδύματος τε καὶ ὑποδύματων καὶ καταστάσεως στρωμνῆς καὶ τῶν τοιούτων (§ 38) , ο количестве одежды и обуви и об устроении постели и тому подобном. Этим параграфом устав и оканчивается 80. К какому времени может быть отнесено происхождение краткой записи студийского устава? Положительных данных для решения этого вопроса нет, но приблизительно этот срок определяется промежутком между половиной IX (Феодор Студит умер 826 г) и X века, потому что в устав Афанасия Афонского († 980) студийская запись вошла уже в полном виде, получив переработку и дополнение применительно к условиям быта и обряда монастырей святогорских. Весьма вероятно, потребность в письменном изложении студийских порядков сделалась особенно ощутительной при преемниках преп. Феодора, которые, не имея его авторитета в среде братии, нуждались для поддержания порядка в точной записи тех правил и обычаев, которые были положены в основу студийского общежития и держались во время игуменства св. Феодора.
  029   030   031   032   033   034   035   036   037   038  039   040   041   042   043   044   045   046   047   048   049
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

великопостное богослужение объяснение богослужения подготовительного четыредесятнице богослужения четыредесятницы великопостных часов вечерни вел повечерия литургии преждеосвященных даров проч указ особенностей богослужения каждой седмицы | кондак молебен пресв богородице типографском уставе кондакарем гтг к–5349 | вечером марта пятницу первой седмицы великого поста святейший патриарх кирилл совершил полиелейную утреню храме казанской иконы божией матери богородице-рождественского ставропигиального женского монастыря москве | успение прав иоанна яренгского клеймо иконы блаженные иоанн лонгин яренгские житием 1695 северодвинский гор | блаженные прокопий иоанн устюжские предстоящие спасителю икона 1610 мастер афанасий сихм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви - читать, скачать - профессор Иван Данилович Мансветов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера