> Дело дня: Помогите ребёнку <

Толковый Типикон - Православная электронная библиотека читать скачать ...

  360   361   362   363   364   365   366   367   368   369  370   371   372   373   374   375   376   377   378   379   380
В начало текстаВ конец текста
Евангелие только воскресной и праздничной утрени имеет пред собою звон, а литургийное — нет, потому что последнее часто не имеет отношения к воспоминаемому событию и потому что на литургии звоном отмечается более священный момент. Практика переносит звон к утреннему Евангелию на начало полиелея. «Иерей же и диакон, вшедше во святилище, облачатся по обычаю», – если не было полиелея, к которому нужно было облачиться, или если облачение снималось на чтение.

По старым уставам Груз. ркп. : «кандиловжигатель звонит в железное; священник и диакон облачаются»; греч. : «отходит кандилаптис и знаменает (в) железное»; древн. слав. : «кандилаптис шед знаменает в железное, иерей же в алтари облачится (в священныя ризы) »; поздн. (с XV в.) : «параекклисиарх шед ударяет в един кампан…»; старообр. : «† или в железное било» (нет о облачении) .

ПРОКИМЕН УТРЕНИ Более непосредственным, чем степенны, подготовлением к утреннему Евангелию служит прокимен. Прокимен утрени всегда содержит прославление празднуемого события, тогда как вечерний не имеет отношения к нему (за немногими исключениями) . Это, следовательно, всегда праздничный прокимен. Он имеет не такой напев, как вечерний и литургийный (почему обычно поется речитативом) , но являясь не самостоятельною песнью, как вечерний, а служа лишь подготовлением к Евангелию, он никогда не поется с такою торжественностью, как некоторые вечерние прокимны, т. е. всегда поется только 2 1 2 (а не 4 1 2) раза. И возгласы пред ним менее сложны. «И глаголет (диакон) : Вонмем, премудрость. Канонарх же сказует: Прокимен, псалом Давидов, гласа», т. е. канонарх произносит: «Прокимен, псалом Давидов, глас Ν». Таким образом, здесь пред прокимном нет преподания мира и второго вонмем, потому что то и другое будет пред Евангелием. Непонятно, почему на утрене только указывается называть, откуда взят прокимен («Псалом Давидов») ; впрочем, то же, по-видимому, указывается делать и для прокимнов великопостных вечерен, и для литургийных, если они берутся не из Псалтири; так, пред прокимном «Величит душа Моя» прибавляется «песнь Богородицы», пред прокимном «Благословен еси, Господи Боже отец наших» – «песнь отцев». В Киево-Печерской лавре не возглашается «псалом Давидов».

По древним уставам В греч. Тип. о прокимне глухо (груз. и не упоминает) ; слав. XIV в. : «диак. : вонмем, иерей: мир всем, мы: и дух. тв., диак. : премудр., певец глаголеть псалом Давидов, диак. : вонмем; поет певец прок. наст. гласа и мы поем тожь, таже певец поет стих и мы прок., и паки певец прок., мы же поем близ конца прок., таже певец поет конец». В поздн. глухо.

В Служебн. Моск. 1602 и 1647 г., старообр. Служебнике и уставе † мир всем и 2-е вонмем; в остальных слав. и греч. – глухо. Так как прокимен – остаток ветхозаветного чтения, которое в древности всегда предшествовало новозаветным, так как он был как бы песненным чтением Псалтири ( Вступ. гл., 162 ) , а пред чтением всегда объявлялось, откуда оно, то, должно быть, то же делалось ранее всегда и пред прокимном.

При Арсении Суханове на Востоке утр. прокимен пелся хорами трижды (целый) без всяких возгласов и стихов.

Воскресные прокимны утрени И прокимен воскресной вечерни посвящен событию воскресения Христова, но он так прямо не относится к этому событию и не говорит о нем с такою ясностью, как утренний прокимен, в котором большей частью есть и самое понятие «воскресение». Это потому, что он готовит к Евангелию о воскресении. Кроме того, от вечернего прокимна утренний отличается тем, что он не один и тот же для каждого воскресенья, а изменяется по гласам. Таким образом, воскресных утренних прокимнов 8. Для них выбраны из псалмов преимущественно те стихи, где говорится о том особом, непосредственном действии Промысла, которое древний еврей образно называл поднятием, «возстанием», евр. cum, Господа как бы от ложа обычного покоя Его, – слово, передаваемое у LXX чрез άνίστημι, которое означает, кроме поднятия с ложа, и воскресение. Именно, воскресные утренние прокимны и их стихи взяты из следующих псалмов: 1. гл. «Ныне воскресну, глаголет Господь» – из Пс. 11: 6, 7. 2. гл. «Возстани, Господи Боже мой, повелением» — Пс. 7: 8, 2. 3. гл. «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися» — Пс. 95: 10, 1. 4. гл. «Воскресни, Господи, помози нам» – Пс. 43: 27, 2. 5. гл. «Воскресни, Господи Боже мой… яко Ты царствуеши» — Пс. 9: 33, 2. 6. гл. «Господи, воздвигни силу Твою (т. е. Христа) » — Пс. 79: 3, 2. 7. гл. «Воскресни, Господи Боже мой… не забуди»? — Пс. 9: 33, 2. 8. гл. «Воцарится Господь во век» – Пс. 145: 10, 1.
  360   361   362   363   364   365   366   367   368   369  370   371   372   373   374   375   376   377   378   379   380
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

святейшим патриархом-католикосом грузинской православной церкви илией | иерусалимский патриархат армянской апостольской церкви аац | святейшей константинопольской православной церкви | священного синода константинопольской православной церкви | иерусалимский патриархат армянской апостольской церкви |
Постоянная ссылка: Толковый Типикон - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера