> Дело дня: Помогите ребёнку <

Православное догматическое богословие. Том 1, Отдел первый. О Боге ...

  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023  024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034
В начало текстаВ конец текста
И да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем, и лежа и возстая. И навяжеши я в знамение на руку твою, и да будут непоколеблема пред очима твоима (повязкою над глазами твоими) .

И да напишите я на празех (на косяках) храмин ваших... Да не ходите в след богов иных, богов языческих ( Втор. 6, 4–9. 14 ) . Богодухновенный царь и пророк Давид исповедует Господа единым Вышним по всей земли ( Пс. 82, 19 ) ; он же взывает к Нему: Господи, мой Господи! Несть ин, яко же Ты, и несть Бога разве Тебе во всех, яже слышахом ушима нашима ( 2Цар. 7, 22; ср. 1Пар. 17, 20 ) . Вси бози языков идоли (ничто) ; Господь же наш небеса сотвори ( 1Пар. 16, 26 ) . Соломон в молитве при освящении храма говорил: да разумеют вси людие земли, яко Господь Бог, той есть Бог, и несть инаго ( 3Цар. 8, 60; ср. 23 ст. ) .

Да увесте и веруете Ми, и уразумеете, яко Аз есмь прежде Мене не быть ин Бог, и по Мне не будет (43, 10) . Вообще весь ветхий завет проникнут идеею о единстве Божием; во всех книгах ветхозаветных эта идея составляла основную мысль, с которою приводились в разнообразные связи все прочие важнейшие истины ветхого завета, напр., мессианская идея, идея о завете между Богом и народом и пр. Эта же идея лежала в основании государственного, общественного и церковного строя жизни: еврейский народ был обществом Иеговы и никто не мог сделаться членом этого общества, не уверовавши в Иегову; царем в нем должен был быть Иегова (теократия) ; для всего народа был один только храм (первоначально одна скиния) , и в нем совершалось служение одному только Иегове. Уклонения от узаконенной веры в единого Бога, правда, были часты среди евреев, но лучшими из них она всегда сохранялась, а в конце исторической жизни этого народа и окончательно укоренилась. Как понималась эта истина благочестивыми иудеями, кроме посланников Божиих, и как они смотрели на богов языческих, можно видеть из молитвы царя Езекии ( 4Цар. 19, 15–19; Ис. 37, 16–20 ) . II. Исповедание евреями единства Божия в то время, когда у всех других народов господствовало многобожие, представляет чрезвычайную загадку для тех, которые, допуская только одно естественное развитие в человечестве и отрицая всякое сверхъестественное вмешательство Божества в судьбы его, утверждают, что единобожие как высшая форма религии является только на высших ступенях развития и что у всех народов монотеизм развивается на почве политеизма и сменяет этот последний. Чтобы разрешить эту загадку, этого рода противники божественного откровения (почти все рационалисты) отвергают изначальность учения о единстве Божием и в ветхозаветной религии. В ветхом завете будто бы есть ясные следы учения о многобожии как древнейшей и первоначальной религии еврейского народа 261. По мнению одних, это многобожие состояло в том, что древнейшие евреи поклонялись многим богам так же, как и другие народы-язычники, по мнению других, – что Иегову они почитали только своим народным богом, покровителем и защитником своего племени, могущественнейшим и высочайшим между прочими богами, но не имеющим власти над всем миром, и не отвергали действительного бытия богов других народов, а по мнению третьих, их Бог был олицетворением сил природы, а не духовным премирным Существом. Исчезать этот предполагаемый политеизм и натурализм в ветхозаветной религии стал будто бы с того времени, как явилось новое, более высокое понятие о Боге, выражаемое именем „Иегова“, но утвердилось служение Иегове в позднейшее время, быть может, не ранее вавилонского плена. Но все такого рода мнения так очевидно противоречат духу и букве св. Писания, что для подтверждения их защитники их могли представить только произвольное толкование некоторых отдельных и частных мест ветхозаветного Писания 262. 1. В защиту мнения, будто библейскому единобожию предшествовало языческое многобожие, представляют следующие доказательства.

а (Прежде всего указывают на различные наименования Божества в ветхом завете. Употребительнейшими из имен Божиих в ветхом завете более древних были: El. El Elijon, El Schaddai, Elohim и Eloach, Iehorah, более поздних – Adonai, Savaoph. В имени Божием Iehovah, торжественно возвещенном Моисею) Исх. 3, 13–15; 6, 2 (, содержится будто бы понятие о Боге, совершенно отличное от того воззрения на Божество, которое дают другие, более древние названия Бога в ветхом завете, особенно же множественное число еврейского имени Божия Elohim) един. число – Eloah (. Это последнее будто бы прямо указывает на общую со всеми языческими народами веру предков израильского народа во множество богов; почитая многих богов, всю совокупность их, они, предполагают, и обозначали словом Elohim.)
  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023  024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

храм казанской иконы божией матери узком | слово божие или писание | церковь иконы божией матери казанская григорово | церковь иконы божией матери казанская григорково | григория нисского |
Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 1, Отдел первый. О Боге едином в существе - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера