Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018 
В начало текстаВ конец текста
Его выбор во многом способствовал тому, что мы не стали " подобием " , а сберегли свою самобытность и высочайшую духовную культуру — Православие...

Завершая статью, И. Н. Данилевский заметил: " Кстати, Александр Невский — один из любимых героев моего детства " . Эта фраза находится в тесной связи с процитированным историком в начале статьи местом из 1-го послания апостола Павла к коринфянам: " Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое... " .

Позволю себе продолжить цитату: " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " [ I Кор., 13, 12-13]. В том числе и к Отечеству, его истории и святыням.

Кстати, чем становлюсь я старше, тем больше почитаю своего небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского.

Александр Ужанков ЛИТЕРАТУРА 1. Ужанков А. Н. " Летописец Даниила Галицкого " : редакции, время создания ГДРЛ. XI-XVI вв. М., 1989. Сб. I. С. 247-283; Он же. " Летописец Даниила Галицкого " : проблема авторства Там же. X-XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 149-180; Он же. Некоторые наблюдения над " Словом о погибели Русской земли " (К вопросу о месте написания и времени присоединения его к " Повестям о житии Александра Невского) Там же. Сб. 9 (в печати) .

7. Хеш Э. Восточная политика Немецкого Ордена в XIII веке Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 71.

10. Цит. по: Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 Пер. с англ. Вступ. ст. и общ. ред. А. Л. Хорошкевич и А. И. Плигузова. М., 1989. С. 128.

11. Толочко П. Древний Киев. Киев, 1976. С. 198-202. 12. Рамм Б. Я. Папство и Русь в X-XV вв. М. ; Л., 1959. С. 128; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 143.

14. Там же. С. 127-128; Шаскольский И. П. Указ. соч. С. 152-157; Он же. Невская битва 1240 года в свете данных современной науки Князь Александр Невский и его эпоха. С. 17.

16. Линд Д. Г. Некоторые соображения о Невской битве и ее значении Князь Александр Невский и его эпоха. С. 51-52.

26. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. ; Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; Посл. А. Я. Гуревича. М., 1992. С. 132-133. Следует напомнить, что Русь унаследовала именно византийскую культуру и православие, поэтому отношение к ней католиков, как мы уже видели выше на примере крестовых походов Ордена на Русь, не отличались от их отношения к Византии.

27. Де Виллардуэн Ж. Завоевание Константинополя Пер., ст. и комм. М. А. Заборова. М., 1993; Де Клари Р. Завоевание Константинопля Пер., ст. и комм. М. А. Заборова. М., 1986.

36. Свiдерський Ю. Ю. Боротьба Пiвденно-Захiдноi Русi проти католицькоi експансii в X-XIII ст. Киев, 1983. С. 81.

37. HRM. Petropoli. 1841-1842. T. I. N 3; Свiдерський Ю. Ю. Указ. соч. С. 80-81; Заборов М. А. Указ. соч. С. 241.

54. Рубруквис де В. Путешествие в восточные страны Пер. А. И. Малеина. Спб., 1910. С. 83, 118; Пашуто. Указ. Соч. С. 267.

55. Рубруквис де В. Указ. соч. С. 117. 56. Ср. : " Таким образом, — пишет Б. Я. Рамм, — весной 1245 г. в папской курии был выработан план, в соответствии с которым решено одновременно вести переговоры в двух диаметрально противоположных направлениях: и с русскими, и с татарами. Но и в том и в другом случае цель переговоров была одна и та же — " обращение " Руси или, вернее, подчинение ее папе римскому... Папский посол, очевидно, был уполномочен вести переговоры и с самими татарами об условиях такой сделки, которая предоставила бы папе реальную власть над Русью... " . ( См. : Рамм Б. Я. Указ. соч. С. 151 ) .

62. Плигузов А. И., Хорошкевич А. Л. Отношение русской церкви к антиордынской борьбе в XIII-XV веках ВНА. М., 1988. Вып. 37. С. 117-130; Ужанков А. Н. " Летописец Даниила Галицкого " : проблема авторства. С. 153-164.

73. Ср. : " Хотя почитание святых князей начинается с первых же лет христианства на Руси (св. Борис и Глеб) , но особенно усиливается во времена монгольского ига... Подвиг святых князей становится главным, исторически очередным не только национальным делом, но и церковным служением " . Власть русского удельного князя " ограничена вечем, дружиной церковной иерархией. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения " (Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 90-91) .

82. Более подробно см. в работах И. Н. Данилевского, который весьма продуктивно исследует эту проблему: Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет ГДРЛ X-XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 75-103; Он же. Библия и Повесть временных лет (к проблеме интерпретации летописных текстов) ОИ. 1993. N 1. - С. 78-94; Он же. Замысел и название Повести временных лет Там же. 1995. N 5. С. 101-110.

В отличие от крестоносцев, монголо-татары не оседали на русских землях. Они направляли свои рати на Северо- Восточную Русь периодически: в 1252 г. (Суздаль, Переяславль) ; в 1281 г. ( Владимир, Ростов, Суздаль, Тверь и др. ) ; в 1293 г. (Владимир, Москва, Переяславль, Суздаль и др.) ; в 1307 г. (Рязань?, Москва?) ; в 1315 г. (Ростов, Торжок) ; в 1317 г. (Тверское княжество) ; в 1318 г. (Кострома, Ростов) ; в 1322 г. (Ярославль) ; в 1327 г. (Тверь и Рязань?) ; в 1358, 1365, 1373 гг. (Рязань) ; в 1375, 1377, 1378 гг. (Нижегородское княжество) ; в 1382 г. (Москва и др.) ; в 1388 г. (Рязань) ; в 1391 г. (Вятка) ; в 1399 г. (Нижний Новгород) ; в 1408 г. (города вокруг Москвы) ; в 1410 (Владимир) ; в 1415 г. (Елец) ; в 1429 г. (Кострома и др.) ; в 1439 г. (окрестности Москвы) ; в 1443 г. (Рязань) и т. д. (66) . Обращает на себя внимание то обстоятельство, что опустошению подвергалась не вся Русская земля, а отдельные города и княжества. Больше других доставалось Твери, Рязани и Москве. Были периоды в десять и более лет (во времена Александра Ярославича и его сыновей даже в 29 лет!) , когда набегов на Северо- Восточную Русь и вовсе не было.

В книге прослеживается жизненный и духовный путь святого Александра от юношеских лет его до праведной кончины по возвращению из Орды.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ледового побоища |

Источник текста


Постоянная ссылка: Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера