Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018
В начало текстаВ конец текста
И когда на его землю (которая ему, как князю, Богом дана в бережение) пришли завоеватели с Запада, то он обращается к Высшему Судье за помощью в отстаивании правды: " Боже хвальный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, основавый небо и землю и положивы пределы языком (т. е. границы народам) , повеле жити не преступающе в чюжую часть... Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, прими оружие и щитъ, стани в помощь мне " , ибо Бог — в правде (69) . Для него завоеватели — шведы ли, немцы ли — отступники Божии, нарушившие Его заповедь. А потому Александр Ярославич и выступает против них, и по праву надеется на помощь себе Божью.

Но почему по-иному воспринято было им (да и вообще на Руси) нашествие монголо-татар? Почему князь сам, добровольно склонил голову под власть их? Для осознания поступка князя Александра Ярославича важно понять представления о власти, основывающиеся на Святом Писании. В " Послании к римлянам " апостол Павел говорит: " Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению... [13; 1-2].

Нашествие врагов православные русские расценивали как наказание Божье за прегрешения: " Наводит бо Бог по гневу своему иноплеменникы на землю и тако, скрушеным им, въспомянутся к Богу... Земли же согрешивши... казнит Anc... наведением поганых... " — замечает один из авторов ПВЛ под 1068 г. Но такою же оставалась оценка " казней Божиих " и в XIII в. : когда Батый подошел к Золотым воротам Владимира, князья говорили: " Си вся наведе на ны Бог грех ради наших " (70) . О том же говорят и другие современники XIII в. : " За умножение беззаконий наших попусти Богъ поганыя... нас кажа (наказуя) , да быхох (чтобы) встягнулися (воздержались) от злых дел. И сими казньми казнить нас Бог, нахоженьем поганых; се бо есть батог (бич) Его, да негли (чтобы) встягнувеся от пути своего злаго " (71) .

Ему нельзя противиться, но должно принимать со смирением, как Иов праведный. И покаянием в грехах своих, молитвой и милостыней молить о прощении, и праведным житием попытаться искупить прежние пригрешения и не делать новые. К тому и призывали древнерусские книжники. И княжескую власть на Руси воспринимали как данную Богом: " Яко же рече Исайя пророк: " Тако глаголеть Господь: " Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожу я " , — замечает автор " Повестей о житии Александра Невского " . В его представлении и оценке " воистину бо без Божия повеления не бе княжение " Александра Ярославича! (72) . Но если княжеская власть дана Богом, то как само собой разумеющееся, и княжеское служение — это мирское служение Богу. Не случайно, до XV в. основную часть русских святых из мирян составляли именно князья и княгини (73) .

Княжеская власть подразумевалась и в словах апостола Павла, приводившихся выше. Но в середине XIII в. власть православных князей оказалась покоренной Богом монголо- татарскому хану Батыю. Здесь важно отметить, что монголо- татары, на основании " Откровения " Мефодия Патарского, были восприняты на Руси как некий библейский народ, загнанный царем Гедеоном за горы, но появившийся перед концом света, дабы " попленять вся землю от востока до Ефранта, и от Тигръ до Понетьскаго моря... " (74) . Власть монголо-татарского хана была расценена православными русскими, как власть земного царя, которому Бог покорил Русскую землю. Это очевидно из слов князя Михаила Черниговского, сказанных им Батыю а Орде: " Тебе, цесарю (интересно, что здесь употреблен даже не царский, а императорский, т. е. высший, титул земного правителя) , кланяюся понеже Богъ поручил ти есть царство света сего " (74) . И позднее, в 1382 г. московский князь Дмитрий Иванович не решился выступить против царя Тохтамыша (т. е. против воли Божьей, установившей его царствование) , хотя всего двумя годами ранее разбил на поле Куликовом не менее грозного противника — Мамая, но бывшего всего лишь темником!

Русские князья, если они были людьми православными на деле, должны были смириться и покориться Промыслу Божию — принять власть " земного царя " — хана. Думается, не случайно автор " Повестей о житии Александра Невского (а были они написаны если не самим митрополитом Кириллом, то не без его участия) 75 () приводит слова пророка Исайи: " Князь... съмерен, по образу Божию есть " (76) , то есть указывает на Божий путь княжеского служения. " Христианский подвиг, — замечает Г. В.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ледового побоища |

Источник текста


Постоянная ссылка: Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера