> Дело дня: Помогите ребёнку <

Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  040   041   042   043   044   045   046   047   048   049  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059   060
В начало текстаВ конец текста
Из встречающихся у них замечаний однако можно видеть, что они исповедовали действительное присутствие Христа в евхаристии чрез преложение хлеба и вина в тело и кров Христову. Так, св. Игнатий Богоносец, обличая еретиков (докетов) , отвергавших евхаристию, говорить: «они удаляются от евхаристии и молитвы по той причине, что не признают, что eвxapucmия есть плоть Спасителя (σαρκά εἵναι τοῦ Σωτῆτος) нашего И. Христа, которая пострадала за наши грехи ( очевидно, имеется в виду Иоан. 6, 51 ) , но которую Отец воскресил по Своей благости. Посему отметая дар Божий, они умирают в своих изысканиях. Полезнее было бы им участвовать в евхаристии (άγαπᾷ) , чтобы «воскреснуть» ( имеется в виду, очевидно, Иоан. 53–54 ) 221. Докеты, против которых направлены слова св. Игнатия, учили, что Христос имел плоть призрачную; очевидно, и евхаристию они не признавали плотию Христа в том именно смысле, в каком вообще не признавали Его плотию, т. е. не признавали ее действительною плотию Христа. Отсюда следует, что все не удалявшиеся от евхаристии и молитвы, каковы были сам Игнатий и прочие христиане, не иначе смотрели на евхаристию, как на действительную, а не воображаемую плоть Христову. В другом послании, указав на то, что не чувствует никакого удовольствия в принятии пищи тленной, св. Игнатий продолжает: «хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, – (хлеба) который есть плоть Иисуса Христа (έστιν σάρξ Ι. Χριστοῦ) , Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама, и пития Божия желаю, крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» 222. Св. Иустин мученик, описав совершено литургии, продолжает: «пища эта у вас называется евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставлено грехов и в возрождении, и живущему так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питие, но как Христос, Спаситель наш, воплотившийся чрез Слово Божие, имел и плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение чрез слово молитвы от Него (данное) , и от которой питается чрез преложение (κατά μεταβολήν) наша плоть и кровь, – есть, как мы научены, плоть и кровь того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб, и благодарил, и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу, и благодарил, и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним» 223. Словами этими св. Иустин имел в виду защитить христиан от возводимого на них обвинения в том, что они на вечерях своих употребляли в пищу плоть и кровь младенцев 224. Вопреки этим клеветам апологет объясняет, что христиане не пьют и не едят человеческой плоти; они не закалают людей; у них вместо плоти дается хлеб, а вместо крови чаша с вином. Правда, они не считают то а другое обыкновенными пищею и питьем, а телом и кровию Христа; но это совсем другое дело. Эта пища, – в начале простая, – делается не простою только после слова молитвы. Молитва, содержащая слова Христа, делает то же самое, что Слово при воплощении, Слово при помощи всемогущей Своей силы воплотилось, приняло плоть и кровь и явилось Христом, имеющим плоть и кровь. Точно также чрез всемогущее действие слова молитвы пища становится телом и кровию воплотившегося Иисуса. Там всемогущество Слова Божия; здесь всемогущество слова молитвы, которое от Него же. Иустин, таким образом, не отрицает, что христиане вкушают истинное тело в истинную кровь вочеловечившегося Христа, но заявляет, что получение такого тела и крови происходить не через убийство младенцев, а силою молитвы.

Подобным же образом учил об евхаристии св. Ириней Раскрывая учение об евхаристии против гностиков, отвергавших спасение плоти и участие ее в нетлении (воскресении) , Он писал: «если не спасается она (плоть) , то, очевидно, и Господь не искупил нас Своею кровию, и чаша евхаристии не есть приобщение крови Его, и хлеб, который мы преломляем, не есть приобщение тела Его, потому что крови нет – (иной) , как только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою действительно сделалось Слово Божие» 225. Ход мыслей в этом месте очевиден. Отрицание нетления и спасения плоти ведет к отрицание действительности воплощения в лиц И.
  040   041   042   043   044   045   046   047   048   049  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059   060
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

альбом престольный праздник нашего храма похвалы пресвятой богородицы архиерейское богослужение 16.04.2016 | альбом архиерейское богослужение апреля 2013 литургию преждеосвященных даров совершил высокопреосвященнейший архиепископ арсений первый викарий святейшего патриарха московского всея руси | церковь имя арх михаила зап фасад фотография 2013 | каллист папа римский миниатюра рукописи легенды святых иакова варацце xiv paris 185 fol 201 | блгв александр невский камнерезная икона 2005 новотихвинский мон-рь |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера