Источник текста

Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского | Православие и мир


Священномученик Ириней Лионский на основании учения апостола Павла о двух Адамах, выраженного в нескольких поражающих своей богословской глубиной тезисах, построил целую сотериологическую теорию рекапитуляции, которая стоит в центре всего его богословия. Подробнее об этом – в публикуемой статье Ильи Каплана.

Сотворение Адама. Мозаика из собора Мадонны Ассунта. Италия. XII в Священномученик Ириней Лионский является одним из первых отцов Церкви, кто попытался полно и ясно изложить христианское учение о спасении и искуплении. В трудах мужей апостольских и апологетов мы не находим столь развернутого учения об искуплении. Конечно, эта тема была для них важной, однако они обращались к ней постольку, поскольку она касалась тех задач, которые они ставили перед собой, когда писали свои послания, апологии и другие произведения. Но для Иринея Лионского тема спасения и искупления является центральной и проходит красной нитью по его творениям. Всю историю человечества священномученик видит как единую историю спасения, в центре которой стоит фигура Христа

Воплощенное Слово привело несовершенное человечество к совершенству [45]. Когда Оно снизошло в тварь и тварь (т. е. человеческая природа) объяла Его, то она, приняв в себя Слово, взошла выше всех ангелов к Богу [46]. Спаситель дал человечеству то, чего оно лишилось в падении Адама: «Потерянное нами в Адаме, то есть бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе» [47]. В воплощении Слово, Которое есть образ Божий [48], совершило уподобление «Себя человеку и человека Себе Самому» [49]. Так как человек был создан по образу Слова, но утерял его в падении, то воплощенное Слово стало явлением этого образа и восстановило его в человеке. Сын Божий сделал «[Свой] образ (который есть человек. – И. K.) подобным Себе» [50] и «совершенно подобным (consimilem) невидимому Отцу» [51]. В воплощении человеку возвращается образ и подобие Божие, так как, благодаря Христу, творение смешалось и соединилось с Духом Бога Отца [52]. Комментируя слова апостола Павла об Адаме как об образе «имеющего прийти» ( Рим. 5: 14 ) , сщмч. Ириней говорит о Христе как о существовавшем еще до творения Адама, так как образ не может предшествовать Первообразу. «Очевидно, что Бог предопределил, чтобы первый человек душевный был спасен духовным. Ибо, когда предсуществовал Спасающий, надлежало, чтобы возник и спасаемый, дабы не попусту был Спасающий» [53]. Протоиерей Иоанн Бэр говорит, что, согласно учению священномученика, в каком-то смысле Адам должен был быть сотворен, чтобы вечно существующему Спасителю было кого спасать. Он был сотворен Христом ради Христа и для того, чтобы быть спасенным Христом, Который предвечно являлся его Спасителем. В Адаме Словом Божиим было предызображено как бы на эскизе то, что было явлено во Христе. Спаситель явился в конце, но является, тем не менее, истинным началом, то есть Тем, Кто существовал до Адама и по образу Которого Адам был создан [54]. Христос, таким образом, соединил конец с началом [55]. Для сщмч. Иринея Адам не был совершенным человеком, но Христос есть совершенный человек. Поэтому то, что совершил Христос, является не просто ответом на грех и смерть Адама, заключающимся в восстановлении первозданного состояния, но является приведением человека в совершенное состояние, недоступное Адаму. Первозданный Адам был только наброском фигуры Иисуса Христа. Для сщмч. Иринея творение Адама не рассматривается изолированно от его спасения, как это делается в западном схоластичном богословии, а рассматривается через призму спасения, совершенного Христом. Для сщмч. Иринея между творением и спасением находится теснейшая связь, так как за ними стоит единая цель.

Учение об Искуплении сщмч. Иринея, не теряя своего эсхатологического измерения, обращено назад, в сторону первого человека. Он был первым из отцов Церкви, кто не просто обращался к истории первого человека и его падения для подкрепления тех или иных богословских утверждений, но непосредственно основывал всю сотериологию на этой истории [56]. История спасения неразрывно связана с прошлым, с историей Адама. Спасение основано на прошлом, то есть на реальном историческом событии грехопадения первого человека. Более того, спасение является восстановлением прошлого [57]. Это восстановление заключается в возвращении к прошлому для его повторения и исправления, чтобы открыть новую перспективу в будущее, которое есть грядущее воскресение праведников, восстановление всей твари и Царство Сына Божьего на земле, предваряющее, по мысли Иринея Лионского, всеобщий суд [58]. Сщмч. Ириней подчеркивает взаимосвязь между творением и искуплением в первую очередь для того, чтобы противопоставить истинное учение о Творце и Спасителе гностицизму и докетизму [59]. Рассматривая сотериологию сщмч. Иринея в контексте антигностической полемики, мы понимаем, почему для него так важно учение о рекапитуляции. Он пытался показать, что творение и спасение – единое домостроительство, единый Божественный план [60]. Творение Адама и рождение Христа. Ева и Дева Мария Сщмч. Ириней проводит параллель между творением Адама и образом рождения Христа. Для спасения Адама Христос стал во всем подобным ему, в том числе и в своем рождении: «Надлежало самому Слову, совершающему в Себе перевозглавление Адама, иметь подобие того же рождения» [61]. Адам, как «начало человечества», был сотворен из земли «девственной», то есть не обработанной человеческой рукой, и Христос «перевозглавляя этого человека [Адама], воспринял тот же самый порядок самого воплощения (carnationis) » [62]. Он, во всем уподобляясь Адаму, рождается от Девы, чтобы Его воплощение было подобно творению первого человека.

Священномученик пишет, что Христос «перевозглавляя в Себе Адама, будучи Сам Словом, справедливо получил рождение перевозглавления Адама (generationem Adae recapitulationis) от Марии, Которая была к тому времени (adhuc) Девою» [63]. «Adhuc» не означает того, что после этого Мария перестала быть Девой, но только подчеркивает сохранение Ее девства к моменту рождения Христа. Христос точно так же, как Адам, не имел отца и не родился от семени. Но почему же тогда плоть Христа нельзя было создать опять из земли, что еще более уподобило бы Христа Адаму? В таком случае появилось бы другое, новое творение [64], то есть заново созданная человеческая природа Христа отличалось бы от падшей природы Адама, которая нуждалась в спасении. Тогда Христос уже не был бы связан с Адамом и не мог бы спасти его. И поэтому Христос получает от Девы Марии поврежденную грехом природу первого Адама, становясь Адамом вторым. Таким образом Христос, имея человечество, идентичное падшему Адаму [65], способен его восстановить в Самом Себе, то есть из падшего состояния вернуть в первозданное.

Также интерес вызывает параллель между Евой и Девой Марией: «Что связала дева Ева чрез неверность, то Дева Мария расторгла чрез веру» [66]. Сравнивая Еву и Деву Марию, сщмч. Ириней подчеркивает, что Ева при грехопадении была так же девой. Дева Ева через непослушание принесла всем людям смерть, Дева Мария через послушание принесла всем жизнь [67]. Точно так же, как послушание Христа сщмч. Ириней противопоставляет непослушанию Адама, также и послушание Девы Марии он противопоставляет непослушанию Евы: «Как чрез деву род человеческий подвергся смерти, [так] чрез Деву [он] был спасен; девичье непослушание было уравновешено девичьим послушанием» [68]. То есть Дева Мария своим послушанием разрушила и уничтожила непослушаниеЕвы [69]. Для сщмч. Иринея Пресвятая Дева прошла тот же путь, который прошла Ева, но только в обратном направлении [70]. Дева Мария стала заступницею и ходатайницей первой девы [71]. Елена Черкасова – Адам и Ева Здесь же проводится параллель между змием, то есть диаволом, искусившим Еву, и Архангелом Гавриилом, принесшим Деве Марии благую весть: «Как та была совращена ангельской речью [к тому], чтобы убежать от Бога, отклонившись от Его слова [то есть заповеди], так и другая чрез ангельскую речь получила благую весть (evangelizata est) , чтобы носить Бога, повинуясь Его слову» [72]. Послушание второго Адама Воплощение Слова не являлось само по себе спасением. Слову, ставшему человеком, надлежало это спасение совершить [73]. Христос –новый Адам должен был в течение Своей жизни исцелить Адама ветхого. Исцелительный аспект рекапитуляции, заключающийся в том, что «всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом» [74], связан в первую очередь с двумя событиями в жизни Спасителя, о которых будет говориться ниже: пост и искушение от диавола в пустыне, а также распятие и смерть на Кресте.

Священномученик придает очень большое значение сорокадневному посту Спасителя и его искушению сатаной. Диавол «в начале посредством пищи склонил не испытующего голод человека [то есть Адама] преступить заповедь Божию, [но] в конце [он] не смог отвратить испытывающего голод [то есть постящегося Христа] от воздержания от той пищи, которая была от Бога» [75]. В результате искушения первого Адама сатана победил его, но в результате искушения второго он сам был побежден. В победе Христа над диаволом сщмч. Ириней видит победу всего человечества над ним [76]. Христос, в отличие от Адама, не нарушил заповедь Божию, но через исполнение Его Закона совершенно изгладил преступление Адама: «То вероломство [в исполнении] заповеди Божией, которое было в Адаме, было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией» [77]. Сщмч. Ириней объясняет, что исправление Христом греха Адама происходило через принятие Им наказания за грех Адама: «Грех первозданного (protoplasti) получил исправление чрез обвинение Перворожденного (primogeniti) » [78]. Это значит, что Христос принимает наказание за грех Адама и тем самым исправляет этот грех. Сщмч. Ириней, как и апостол Павел, учит, что исправление Адамова непослушания происходит через послушание Христа. Непослушание первого Адама разрушается послушанием второго.

Неверно думать, что сщмч. Ириней, часто говоря о том, что Сын Божий «стал сыном человеческим для того, чтобы и человек сделался сыном Божиим» [79], и делая акцент на воплощении, придает смерти Христа меньшее значение. Крестная смерть Христа – это высшее выражение Его послушания. Христос «сделался послушным даже до смерти, [и] смерти крестной [80], исцеляя то непослушание, которое произошло относительно древа (in lingo) , тем послушанием, которое было [исполнено также] на древе (in lingo) » [81]. Здесь сщмч. Ириней проводит параллель между древом познания и древом Креста. Также он пишет, что «посредством чего мы ослушались Бога и не поверили Его слову, посредством того же самого Он [Христос] явил послушание и согласие с Его [Божиим] словом» [82]. Христу было необходимо спасти нас именно через распятие на Кресте, сделанном из дерева, «дабы, [как] через древо мы стали должниками Богу, точно так же через древо получили отпущение долга нашего» [83]. Также священномученик пишет, что, как мы посредством древа потеряли Слово Божие, так «домостроительством дерева» Оно стало явным для всех людей [84]. Проведение параллели между древом познания и древом Креста благодаря сщмч. Иринею широко вошло в традицию христианской богословской мысли, и его также можно найти в богослужебных текстах [85]. Крест Христов раскрывает и являет «крестообразный отпечаток (χίασμα) » Слова на всем творении и становится видимым выражением Его невидимого действия в мире [86]. Это действие Слова заключается в том, что Оно невидимым образом распространяется во всех людях и во всем мире. Оно крестообразно пронизывает весь мир, проходя его «долготу, и ширину, и высоту, и глубину» [87], вследствие чего Оно поддерживает прочность бытия всей Вселенной. Таким образом, распятие на Кресте открывает нам то, что Сын Божий Своим действием, поддерживающим бытие всего существующего, крестообразно запечатлен на всем в этом мире.

Для сщмч. Иринея важно, что послушание Христа, заключенное в Его крестной смерти, направленно к Тому же, к Кому было направленно непослушание Адама, – ­­к Богу Отцу [88]. Как все люди в лице Адама оскорбили Отца, став Его должниками, точно так же они примирились с Ним в лице Христа, через Которого им был явлен Отец. Люди сами становятся участниками того, что совершил Христос, и вместе с Ним и в Нем Самом они становятся послушными Отцу «даже до смерти» [89] и вновь обретают все то, что они потеряли через Адама [90]. По учению священномученика, смерть Христа примирила человека с Богом [91] и сообщила человеку нетварную жизнь Бога [92]. Сщмч. Ириней является одним из первых отцов Церкви, кто напрямую связал страсти и смерть на Кресте Иисуса Христа с возвращением человечеству нетления [93]. Говоря о смерти Христа, сщмч. Ириней проводит еще одну интересную параллель. Христос умер в шестой день недели, то есть в пятницу, как и Адам умер в шестой день через свое непослушание: «Господь, повинуясь Отцу, претерпел смерть в тот день, в который умер Адам, неповинующийся Богу» [94]. То есть сщмч. Ириней считал, что творение Адама, его грехопадение и смерть произошли в один день. Под смертью первого человека здесь понимается не телесная смерть, а смерть духовная, которая явилась результатом отпадения от Бога; само падение Адама было его смертью.

Проведение параллелей между Крестным древом и древом познания, между фигурами Евы и Марии, между днями смерти Адама и Христа не является чем-то наивным, но подчеркивают то, что вся жизнь Христа вплоть до малейших подробностей являлась точным и совершенным исправлением греха Адама [95]. Спасение людей происходит не просто потому, что Христос есть истинный человек, но потому что обстоятельства Его жизни до мельчайших подробностей совпадают с обстоятельствами жизни Адама [96]. Второй Адам – посредник и победитель Сщмч. Ириней, следуя ап. Павлу, видит во Христе, который есть «совершитель будущего и вечного спасения» [97], посредника между Богом и людьми. Христос умилостивил за нас Своего Отца и восстановил «дружбу» между человеком и Богом, которая была разрушена непослушанием Адама: “В последние времена Господь чрез Свое воплощение возвратил нас в дружбу [с Богом], сделавшись посредником между Богом и людьми [98], умилостивляя таким образом за нас Отца, против Которого [мы] согрешили, и Своим послушанием облегчая [вину] нашего непослушания и даруя нам то, что есть общение с нашим Создателем и покорность [Ему]” [99]. Тема победы Христа над грехом, диаволом и смертью находится в сердцевине учения сщмч. Иринея о рекапитуляции [100]. Целью воплощения Слова было разрушение смерти и оживотворение человека. По учению сщмч. Иринея, было необходимо, чтобы божественная природа проникла в смертное тело человека, дабы упразднить в нем смерть [101]. «Поскольку все в первозданном Адаме были привязаны к смерти чрез [его] непослушание, [то] надлежало нам быть освобожденными от смерти через послушание Того, Кто сделался ради нас человеком» [102]. Тело Адама после грехопадения стало подвержено смерти, и через тело грех утвердился в человеке и стал господствовать над ним. Победить смерть и грех можно было только через тело: «Так как смерть царствовала в теле, [то] надлежало ей, получив упразднение через тело [Христа], освободить человека от своего господства» [103]. Поэтому Христос воспринял на Себя тело, которое ничем не отличалось от тела Адама. Его плоть «есть то [самое] прежнее образование из персти, сделанное Богом для Адама» [104]. Смертное тело, воспринятое Христом, стало оружием против смерти, греха и диавола. «Слово сделалось плотью [105], чтобы, после того, как через тело господствовал [над нами] грех, он уже не находился [больше] в нас, будучи уничтожен посредством него [т. е. тела]» [106]. Таким образом, Христос приняв на себя плоть первого человека, совершает «в Адаме» победу над грехом и диаволом [107]. Священномученик противопоставляет Адама и Христа как побежденного смертью и победителя смерти. Как поражение Адама есть поражение всего человечества, так и победа Христа есть победа всего человечества: «Как через побежденного человека род наш сошел в смерть, так снова через Человека-победителя мы взошли в жизнь, и точно также, как через человека смерть получилапальмовую ветвь [в знак победы] над нами, так снова через Человека мы получили [эту же] пальмовую ветвь [в знак победы] над смертью» [108]. Христос сражался за отцов, то есть за всех живших до Него, и победил [109]. Протопресвитер Иоанн Мейендорф замечает, что богословие сщмч. Иринея лишено «юридизма», то есть оно ближе не к западному, а к восточному пониманию греха и искупления: “Замечательно, что противопоставление между падшей и обновленной жизнью человека рассматривается не в терминах вины и прощения (что впоследствии станет характерной чертой западного богословия) , а в терминах жизни и смерти – в зависимости от присутствия или отсутствия в человеке Духа Божия, который есть «Жизнодавец», то есть единственный Источник жизни в человеке” [110]. Когда священномученик говорит о том, что Бог отдал Своего Сына «в жертву для нашего искупления» [111], то он использует подобное выражение под влиянием терминологии Писания и ранних авторов, не понимая его буквально [112]. По учению священномученика, рекапитуляция, совершенная Христом, не закончилась его победой над грехом, диаволом и смертью, но продолжается в Церкви действием Святого Духа, и окончится этот процесс в эсхатологическом будущем [113]. Как говорилось выше, второй аспект рекапитуляции, который является конечной целью воплощения, заключается в том, что Христос сообщает человеческой природе бессмертие, или обожение. Сщмч. Ириней был одним из первых отцов Церкви, кто сформулировал учение о спасении как обожении [114]. Обожение для сщмч. Иринея заключается в участии в бессмертии и нетлении, и Христос как победитель смерти является их подателем [115]. Падший человек не мог своими силами стать причастником нетления, если бы Слово Божие не стало человеком [116]. Для человека участие в нетлении происходит благодаря соединению человека с Богом: «Если бы человек не соединился с Богом, [он] не мог бы сделаться причастником нетления» [117]. Это соединение произошло во Христе, Которым было установлено «общение (κοινωνία) между человеком и Богом» [118]. Христос «по неизмеримой благости Своей сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он» [119]. Во Христе смертное и тленное человечество соединилось с нетленным и бессмертным Богом, и в Нем «то, что было тленно, поглотилось нетлением и то, что было смертным, поглотилось бессмертием, дабы мы получили усыновление» [120]. Невозможно было по-другому для Бога сделать человека бессмертным и нетленным, кроме как соединиться с ним, «ибо мы не могли иначе получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием» [121]. Для сщмч. Иринея дар нетления и вечной жизни, принесенный людям Христом, связан с познанием Бога [122]. Сщмч. Ириней прямо говорит, что само познание человеком Сына Божия является для него бессмертием и нетлением [123]; через познание Бога происходит обновление человека [124]. Новый глава всего человечества Для сщмч. Иринея Иисус Христос повторил жизнь Адама и через это стал вторым Адамом, новым главой человечества [125]. Христос разделил опыт Адама и, более того, Он разделил опыт всего человечества, за исключением греха [126]. Важен акцент священномученика на то, что Христос восстанавливает поврежденное человечество на всех этапах человеческой жизни, «освящая всякий возраст человека через то подобие, которое с Ним [мы имеем в каждом возрасте]» [127]. Христос пришел спасти всех людей: младенцев, отроков, юношей и старцев. Для того чтобы все люди могли возродиться во Христе, Ему необходимо было пройти весь путь человеческой жизни: “[Христос] прошел через все возрасты, и, сделавшись младенцем среди младенцев, освятил младенцев; [сделавшись] ребенком среди [прочих] детей, освятил имеющих точно такой же возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, справедливости и смирения; [Он, сделавшись] юношей среди [прочих] юношей, стал для юношей примером и освятил [их] для Господа. Таким же образом [Он, сделавшись] старцем среди старцев, дабы во всем быть совершенным учителем не только согласно [совершенству] изъяснения истины, но и по [совершенству] возраста [учителя], освятил в том числе и старцев, став также и для них примером; наконец [Он] дошел вплоть до смерти, дабы быть перворожденным из мертвых, Самому имея во всем первенство, [а также] предводителем жизни, первым из всех и предшествующим перед всеми” [128]. По мнению Иринея Лионского, Христос пострадал на Кресте уже в преклонном возрасте, иначе Он не смог бы стать старцем среди старцев, точно так же, как Он стал младенцем среди младенцев и юношей среди юношей. Сщмч. Ириней говорит, что началом преклонного возраста является возраст с сорока до пятидесяти лет. По его мнению, на то, что Христос дожил до этого возраста, указывают слова иудеев, обращенные ко Христу: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? » ( Ин. 8: 57 ) .

В вышеприведённой цитате сщмч. Иринея мы также видим нравственный аспект дара жизни, принесенного Христом, так как Он предстает в этом фрагменте примером для других, нравственно обновляющим человечество. Сщмч. Ириней связывает это нравственное обновление не столько с самим воплощением, сколько с последующими за ним этапами земной жизни Христа. Но то, что Христос должен был прожить все этапы жизни человека, обусловлено не только необходимостью в нравственном обновлении человека через показание примера, но и необходимостью освящения каждого из этапов [129]. Христос совершает спасение «от начала до конца» [130], и концом здесь является смерть: «Перевозглавляя в Себе всего человека от начала до конца, [Он] перевозглавил и его смерть» [131]. Предельной точкой смерти является ад, куда сошел Христос, «благовествуя и тем, [кто там находился], о Своем пришествии, которое есть отпущение грехов для верующих в Него» [132]. По учению сщмч. Иринея, Христос, как новый Адам и глава нового человечества, заключает в себе всех людей и есть сумма всего человечества [133]. «Он в Себе Самом перевозглавил длинный ряд людей, сокращенно даруя нам спасение (longam hominum expositionem in seipso recapitulavit, in compendio nobis salutem praestans) » [134]. «In compеndio» (в оригинале скорее всего было «συντόμως») [135] означает «за короткое время» или «в сжатой форме» и указывает на то, что, по мысли сщмч. Иринея, Христос входит и проникает Собою и Своими действиями в цельный организм всего человечества, изменяя его, как дрожжи, вложенные в тесто, заквашивают всю массу [136]. Во Христе Бог вошел в общение с человеческой природой в целом, и поэтому это общение имеет влияние на каждого человека. Соединением двух природ обусловлено участие всех людей в том, что совершил Христос. На всех людей распространились последствия соединения Божества и человечества во Христе – духовном главе человеческого рода, так как Он встал в такое же отношение ко всем людям, в каком был к ним Адам [137]. Человечество получает спасение благодаря присутствию в нем Христа, Который есть «и спасение, и Спаситель, и совершение спасения» [138]. Говоря о 72 поколениях в родословии Христа в Евангелии от Луки, сщмч. Ириней подчеркивает универсальность спасения, распространяющегося на Адама и всех его потомков, основываясь на том, что евангелист Лука, в отличие от евангелиста Матфея, возводит родословие Христа к первому человеку – Адаму. Христос «в Себе перевозглавил все народы, [живущие] после Адама, и все языки и поколения людей вместе с самим Адамом» [139]. В Его Крестной смерти суммируется, или рекапитулируется, пролитие крови всех праведников, живших до Него [140]. Христос, по учению сщмч. Иринея, в своей жизни повторил во всех подробностях не только жизнь Адама, но также жизнь каждого из его потомков и всю историю человечества в целом [141]. Хотя человек все еще может оставаться в ветхом Адаме [142], новый Адам всех привлечет к Себе «в надлежащее время» [143]. Христос, воскреснув из мертвых, «в [Самом] Себе воздвиг падшего человека» [144], Он присвоил Себе первенство [145] и идет на Небо как предводитель впереди всего человечества [146]. Для сщмч. Иринея Христос есть «вождь Божией жизни» [147], знак и символ всего человечества [148]. Сщмч. Ириней на основании учения ап. Павла о двух Адамах, выраженного только в нескольких тезисах, но поражающих своей богословской глубиной, построил целую сотериологическую теорию рекапитуляции, которая стоит в центре всего его богословия. По мнению священномученика, невозможно правильно понять искупление, если не смотреть на Христа в первую очередь как на нового Адама. Сотериологическая теория рекапитуляции утверждает, что не могло быть никакого подлинного обновления, оживотворения и спасения человека, если бы Сын Божий из-за Своей любви к падшему человечеству добровольно не снизошел до того, чтобы полностью отождествить Себя с первым человеком Адамом, сделавшись новым главой человеческого рода. БИБЛИОГРАФИЯ Источники: Adversus Haereses: 1. Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre I. SC 263-264. Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1979.

2. Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre II. SC 293-294. Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1982.

3. Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre III. SC 210-211. Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1974.

4. Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre IV. SC 100, 2 vols. Éd. par A. Rousseau, B. Hemmerdinger, L. Doutreleau, et C. Mercier. – Paris: Cerf, 1965.

5. Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre V. SC 152-153. Éd. par A. Rousseau, L. Doutreleau, et C. Mercier. – Paris: Cerf, 1969.

Demonstratio Apostolicae Praedicationis: Irénée de Lyon. Démonstration de la prédication apostolique. SC 406. Éd. par A. Rousseau. – Paris: Cerf, 1995.

Русскиепереводы: 1. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство Апостольской проповеди. Пер. прот. П. Преображенского. – Изд. 2-е, исправ. – СПб. : «Издательство Олега Абышко», 2010. – С. 21-537.

2. Ириней Лионский, сщмч. Доказательство Апостольской проповеди. Ириней Лионский, св. Против ересей. Доказательство Апостольской проповеди. Пер. проф. Н. И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб. : «Издательство Олега Абышко», 2010. – С. 576-632. Литература: 1. Иларион (Алфеев) , митр. Православие. Т. 1. – М. : Издательство Сретенского Монастыря, 2009. – С. 864.

3. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. – С. 448.

4. Никифоров М. В. Ириней, еп. Лионский. Православная энциклопедия. Т. 26. – М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. – С. 422-441.

5. Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904 – С. 94.

6. Aulén, G. Christus Victor. An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of the Atonement. – London: SPCK Publishing, 1975. – P. 164.

7. Behr, J. Irenaeus of Lyons: Identifying Christianity. – Oxford: Oxford University Press, 2013. – P. 236.

8. Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in its Ecclesiastical Development. Vol. 1. – London: Hodder and Stoughton, 1918. – P. 410.

14. Quasten, J. Patrology. Vol. 1. The Beginning of Patristic Literature – Utrecht: Spectrum Publishers, 1975. – P. 350 15. Russell, N. The Doctrine of Deification inthe Greek Patristic Tradition. – Oxford: Oxford University Press, 2004. – P. 418.

16. Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. A Study of the Development of Doctrine during the First Five Centuries. – London: A. R. Mowbray Co. Limited, 1952. – P. 124. [1] Minns, D. Irenaeus: An Introduction. P. 72. [2] Aulén, G. Christus Victor. P. 17. [3] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 45. [4] Behr, J. Irenaeus of Lyons: Identifying Christianity. P. 147. [5] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 63. [6] Иларион (Алфеев) , митр. Православие. Т. 1. С. 550. [7] Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. С. 53. [8] Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. P. 108. [9] Например: Minns, D. Irenaeus: An Introduction. P. 108. [10] Quasten, J. Patrology. Vol. 1. The Beginnings of Patristic Literature. P. 295. [11] Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 12. [12] Grand, R. M. Irenaeus of Lyons. P. 37. [13] Ibid. P. 38. [14] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 62-63. [15] Grand, R. M Irenaeus of Lyons. P. 35. [16] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 1. 9. 2. 48-50. = Против ересей. С. 50. [17] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 62 [18] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 4. 6. 2. 28-35. = Против ересей. С. 334. [19] Grand, R. M. Irenaeus of Lyons. P. 37. [20] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 37-38. [21] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 18. 7. 206-208. = Против ересей. С. 295. [22] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 11. = Доказательство апостольской проповеди. С. 585. [23] Ibid. 12. = С. 585. [24] Ibid. 15. = С. 587. [25] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 74. [26] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 18. = Доказательство апостольской проповеди. С. 588. [27] Ibid. 37. = С. 600. [28] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 18. 1; 5. 16. 2. = Против ересей. С. 289-290; 488. [29] Ibid. 5. 6. 1. = С. 462-463. [30] Ibid. 5. 1. 3. 83-84. = С. 454. (Буквально: «Адам не избежал когда-либо рук Бога».) [31] Ср. : Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 4. Praef. 4; 5. 6. 1. = Против ересей. С. 323; 462. [32] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 74. [33] Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 11. [34] Minns, D. Irenaeus: An Introduction. P. 71. [35] Aulén, G. Christus Victor. P. 19-20. [36] НикифоровМ. В. Ириней, еп. Лионский. Православная энциклопедия. Т. 26. С. 437. [37] Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 11. [38] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 67. [39] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 1. 10. 3. 69-70. = Против ересей. С. 54. [40] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 45. =Доказательство апостольской проповеди. С. 605. [41] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 22. 1. 18. = Против ересей. С. 309. [42] Ibid. 3. 16. 6. 214-217. = С. 282-283. [43] Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 14. [44] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 14. 1. 29-31. = Против ересей. С. 482. [45] Osborn, E. Irenaeus of Lyons. P. 99. [46] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 36. 3. 70-73. = Против ересей. С. 537. [47] Ibid. 3. 18. 1. 11-13. = С. 290. [48] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 22. = Доказательство апостольской проповеди. С. 591. [49] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 16. 2. 22-23. = Против ересей. С. 488. [50] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 22. = Доказательство апостольской проповеди. С. 591. [51] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 16. 2. 33. = Против ересей. С. 488. [52] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 97. = Доказательство апостольской проповеди. С. 630. [53] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 22. 3. 52-55. = Против ересей. С. 310. [54] Behr, J. Irenaeus of Lyons: Identifying Christianity. P. 146-147. [55] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 4. 20. 4. 79-80. = Против ересей. С. 376. [56] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 74. [57] Grand, R. M. Irenaeus of Lyons. P. 39. [58] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 32. 1. = Против ересей. С. 523. [59] Kelly, J. N. D. Early Christian Doctrines. P. 147. [60] Behr, J. Irenaeus of Lyons: Identifying Christianity. P. 147-148; Minns, D. Irenaeus: An Introduction. P. 102. [61] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 21. 10. 232-234. = Против ересей. С. 308. [62] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 32. =Доказательство апостольской проповеди. С. 597. [63] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 21. 10. 226-228. = Против ересей. С. 308. [64] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 33. = Доказательство апостольской проповеди. С. 598; Adv. Haer. 3. 21. 10. 237. = Против ересей. С. 308. [65] Kelly, J. N. D. Early Christian Doctrines. P. 148. [66] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 22. 4. 89-91. = Против ересей. С. 311. [67] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 33. = Доказательство апостольской проповеди. С. 597-598. [68] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 19. 1. 15-18. = Против ересей. С. 494. [69] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 33. = Доказательство апостольской проповеди. С. 598. [70] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 66 [71] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 19. 1. 14. = Против ересей. С. 494; Dem. 33. = Доказательство апостольской проповеди. С. 598. [72] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 19. 1. 8-12. = Против ересей. С. 494. [73] Minns, D. Irenaeus: An Introduction. P. 104. [74] Иларион (Алфеев) , митр. Православие. Т. 1. С. 550. [75] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 21. 2. 44-47. = Против ересей. С. 498. [76] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 40. [77] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 21. 2. 90-93. = Против ересей. С. 499. [78] Ibid. 5. 19. 1. 18-19. = С. 494. [79] Ibid. 3. 10. 2. 46-47. = С. 241. (См. также: 3. 16. 3; 3. 18. 7; 3. 19. 1; 3. 20. 2; 4. 33. 4; 5. Praef.) [80] Ср. : Флп. 2: 8. [81] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 16. 3. 37-42. = Против ересей. С. 488. [82] Ibid. 44-47. = С. 488. (Cм. также: Dem. 34. =Доказательство апостольской проповеди. С. 598-599.) [83] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 17. 3. 72-74. = Против ересей. С. 491. [84] Ibid. 5. 17. 4. 93-95. = Против ересей. С. 491. [85] Например: «Древом Адам рая бысть изселен; древом же крестным разбойник в рай вселися (Из-за дерева Адам выслан был из рая, а через древо Крестное разбойник в рай вселился) ». (Октоих воскресный. Глас 4. Литургия.) [86] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 34. =Доказательство апостольской проповеди. С. 599. [87] Ibid. [88] Osborn, E. Irenaeus of Lyons. P. 100. [89] Ср. : Флп. 2: 8. [90] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 16. 3. = Против ересей. С. 488. [91] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 40. [92] Behr, J. Irenaeus of Lyons: Identifying Christianity. P. 148. [93] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 76. [94] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 23. 2. 43-46. = Против ересей. С. 503. [95] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 41. [96] Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 13-14. [97] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 53. = Доказательство апостольской проповеди. С. 610. [98] Ср. : 1 Тим. 2: 5. [99] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 17. 1. 5-11. = Против ересей. С. 489. [100] Aulén, G. Christus Victor. P. 21. [101] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 37. = Доказательство апостольской проповеди. С. 600. [102] Ibid. 31. = С. 597. [103] Ibid. [104] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 1. 9. 3. 66-67. = Против ересей. С. 50. [105] Ср. : Ин. 1: 14. [106] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 31. = Доказательство апостольской проповеди. С. 597. [107] Ibid. [108] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 21. 1. 23-27. = Против ересей. С. 497. [109] Ibid. 3. 18. 6. 157-159. =С. 294. [110] Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. С. 40. [111] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 4. 5. 4. 73-74. = Против ересей. С. 332. [112] Mozley, J. K. The Doctrineof the Atonement. P. 101. [113] Aulén, G. Christus Victor. P. 22 [114] НикифоровМ. В. Ириней, еп. Лионский. Православная энциклопедия. Т. 26. С. 437. [115] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 38. [116] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 31. = Доказательство апостольской проповеди. С. 597. [117] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 18. 7. 167-168. = Против ересей. С. 294. [118] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 31. = Доказательство апостольской проповеди. С. 597. [119] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. Praef. = Против ересей. С. 452. [120] Ibid. 3. 19. 1. 25-28 = С. 296. [121] Ibid. 20-23. = С. 296. [122] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 38. [123] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 4. 36. 7. 283-284. = Против ересей. С. 435. [124] Ibid. 5. 12. 4. 91-92. = C. 476. [125] Osborn, E. Irenaeus of Lyons. P. 99. [126] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 65 [127] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 2. 22. 4. 101-102 = Против ересей. С. 176. [128] Ibid. 105-117. = С. 176. [129] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 39-40. [130] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 4. 6. 7. 127-128. = Против ересей. С. 336. [131] Ibid. 5. 23. 2. 41-43 = С. 503. [132] Ibid. 4. 27. 2. 80-82 = С. 398. [133] Osborn, E. Irenaeus of Lyons. P. 99; Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 13. [134] ИринейЛионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 18. 1. 10-11. = Против ересей. С. 289-290. [135] Turner, H. E. W. The Patristic Doctrine of Redemption. P. 64. [136] Franks, R. S. A History of the Doctrine of the Work of Christ in it Ecclesiastical Development. P. 37. [137] Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 12-14. [138] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 10. 3. 92-93. = Против ересей. С. 242. [139] Ibid. 3. 22. 3. 46-49. = С. 310. [140] Ibid. 5. 14. 1. 13-26. = С. 482. [141] Попов И. В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. С. 12. [142] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 5. 1. 3. 71-75. = Против ересей. С. 454. [143] Ibid. 3. 16. 6. 222-223. = Против ересей. С. 283 [144] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 38. = Доказательство апостольской проповеди. С. 600. [145] Ириней Лионский, сщмч. Adv. Haer. 3. 16. 6. 221. = Против ересей. С. 283 [146] Ириней Лионский, сщмч. Dem. 39. = Доказательство апостольской проповеди. С. 601. [147] Ibid. [148] Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. С. 52 Теги: Адам, Богослов. ру, богословие, Ириней Лионский, Христос

Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

В чем согрешили Адам и Ева | Православие и мир | Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского | Православие и мир |
Четвероевангелие - Православная электронная ... ... отмечать этот день 25 декабря. Дата эта была выбрана по следующим соображениям. Есть предположение, что Захария был первосвященником и что явление Ангела было ему за завесой во Святая святых, куда первосвященник входил лишь один раз в году — в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. На шестой месяц после этого произошло Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря, родился Господь Иисус Христос. Однако, ничто не подтверждает тот факт, что Захария был первосвященником, поэтому более вероятно другое, символическое, объяснение. Древние считали, что Христос, как второй Адам, был зачат от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия — 25 марта, когда, по древнейшему преданию был создан и первый Адам. Явился же миру Христос-свет, солнце правды, через девять месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь — уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который был на шесть месяцев старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время солнечного равноденствия, а ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского | Православие и мир
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"