Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий, Раздел 13 - ...

  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста
На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? На те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. Ибо Господь произнесет Свой Суд преимущественно по делам милосердия, причем по делам, возможным для всех, не упоминая о других, высших добродетелях, неодинаково доступных каждому. Никто из людей не возразит, что он не мог напитать алчущего, напоить жаждущего, посетить больного и узника и сотворить другие дела милосердия. Телесные же дела милости имеют свою ценность только тогда, когда будут проявлением владеющей сердцем любови и соединятся с духовными делами милости, которыми облегчаются и тело, и душа ближнего. «Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие» 366. Особенности службы мясопустной недели и седмицы в основном такие же, как и Недели и седмицы о блудном сыне.

В Неделю на утрене: поется 136 псалом «На реках Вавилонских» и покаянные песнопения «Покаяния отверзи ми двери».

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) СЫРОПУСТНЫЕ Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной) , а в просторечии – масляной (масленицей) , от употребления в течение этой недели сырной пищи ( сыра, масла и яиц и т. п. ) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье) , перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи.

Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей) , в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.

Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение» 367. Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная» 368. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т. е. подвиг) поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера) . Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния. «Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися» 369. «Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим» 370. «Любезно людие пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало» 371. «Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния» 372. «Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани (ссоре) , не в зависти и рвении (распре) , не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии» 373. Подготавливая верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь в сырную седмицу не совершает таинства брака. Таинство брака не совершается в течение всего Великого Поста и Светлой седмицы (до Фомина воскресенья) .

БОГОСЛУЖЕНИЕ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания.

Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди.

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает 374, за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста) , без особых прокимнов и паремий. Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого – окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста: пение тропарей «Богородице, Дево, радуйся», «Крестителю Христов» – и прочее последование. В конце вечерни, после молитвы «Небесный Царю» произносится молитва святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего» (3 земных, 12 поясных, 1 земной) 375. По « Отче наш » – «Господи, помилуй» (12 раз) ; затем священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее, затем – отпуст.
  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

великопостное богослужение объяснение богослужения подготовительного четыредесятнице богослужения четыредесятницы великопостных часов вечерни вел повечерия литургии преждеосвященных даров проч указ особенностей богослужения каждой седмицы | последний день четыредесятницы епископ ефрем сослужил митрополиту вышгородскому чернобыльскому павлу богослужением киево-печерской лавре | годовщину смерти блаженнейшего митрополита владимира предстоятель упц совершил заупокойное богослужение киево-печерской лавре | годовщину смерти блаженнейшего митрополита владимира предстоятель украинской православной церкви совершил заупокойное богослужение киево-печерской лавре видео | сороковой день после смерти митрополита киевского всея украины владимира киево-печерской лавре совершили поминальное богослужение |

Источник текста


Постоянная ссылка: Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий, Раздел 13 - читать, скачать - Гермоген Иванович Шиманский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера