Слова, Раздел 2 - читать, скачать - равноапостольный Косма Этолийский

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
► «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1. Как проходили проповеди Согласно венецианским архивам «Косма Этолий­ский, несомненно, был очень талантлив и обладал вы­сочайшим уровнем образования», а «его речь была чрезвычайно искусной и красивой» 55. Его образован­ность, природное красноречие, выдающаяся память, сочетавшиеся с безграничной любовью к порабощён­ным соотечественникам, делали Святого пламенным проповедником, речь которого вызывала у слуша­телей потрясение до преображения их собственной жизни.

Часто послушать Святого собиралось столько на­рода, что ему приходилось проповедовать прямо в поле. Поэтому он обычно заранее объявлял, где хо­тел остановиться для проповеди. Как правило, поуче­ние 56 начиналось вечером (когда крестьяне возвраща­лись с хозяйственных работ) и продолжалось до глу­бокой ночи. На месте проповеди ставили большой де­ревянный крест, у его подножия - кафедру, на кото­рую всходил святой Косма. Уходя, он брал её с со­бой, а крест оставлял на месте в напоминание о своём пребывании. Первая проповедь на новом месте всегда проис­ходила вечером, ведь с места на место он переходил днём, в светлое время суток. Кроме того, если бы он приходил на новое место поздно вечером или ночью, он не смог бы утром произнести своё слово, так как непредупреждённые селяне утром ушли бы работать в поле 57. Итак, темой первого, вечернего поучения было соз­дание Ангелов и вещественного мира, грехопадение Адама и Евы и их изгнание из Рая. Утром следующе­го дня произносилось второе слово. В нём шёл рассказ о Рождестве и жизни Пресвятой Богородицы, Рож­дестве Спасителя и его жизни до Великого Четвер­га, предательстве и самоубийстве Иуды. Вечером того же дня Святой обращался к слушателям со словами третьего Поучения. Теперь речь шла о Воскресении Господнем, апостольском служении, распростране­нии христианской веры. Поучение завершалось рас­сказом о Втором Пришествии Господа.

Таким образом, вместе три поучения Святого содержали целостный рассказ об истории, согласно христиан­скому вероучению, - с момента сотворения веществен­ного и духовного мира и вплоть до «скончания века».

В то же время упомянутые хронологические и те­матические рамки не были для Космы Этолийского догмой. Напротив, «его слово было живым и динамич­ным - он говорил ярко и обладал… выдающимся да­ром ораторства» 58. В поучениях мы встречаем множество притч, спонтанных диалогов и дополнений - про­поведи Святого менялись в зависимости от времени, места или аудитории, перед которой он выступал 59. Кроме того, на выбор тем и объём каждого поуче­ния могли влиять и объективные, не зависевшие от Святого внешние обстоятельства. Погодные условия, преследования со стороны торговцев и знати, необходимость посетить с проповедью возможно боль­шее число мест иногда вынуждали его сократить своё пребывание в конкретной местности и ограничить­ся двумя или даже одним поучением. В таких слу­чаях Святой старался, пусть и в более краткой фор­ме, охватить все темы, которых он обычно касался в беседах-проповедях. Часто одно поучение содержа­ло в себе тематику двух или даже трёх в более сжа­той форме. Этим и объясняется сходство между некоторыми разными по тематике и объёму поучениями.

В свою очередь, когда выдавалась такая возмож­ность, Святой останавливался на некоторых темах подробнее и выступал перед слушателями не с тремя, а с большим числом проповедей. В этих случаях он приводил большее число примеров, притч и исто­рий, почерпнутых из своего богатого жизненного опы­та, больше общался и беседовал со слушателями. Ис­пользовал повторы, возвращаясь к уже сказанному, для закрепления у аудитории ключевых моментов своей проповеди. Главной целью Святого было научить, просветить, наставить. Поэтому текст «Поучений» не отличается особым тематическим разнообразием, «ведь его ауди­тория всё время менялась, и главной задачей было донести до слушателей самое главное в православ­ном вероучении» 60. Также он подробнейшим образом касается тем, которые, может быть, не так актуаль­ны сегодня, но во времена Святого имели первосте­пенное значение: какую одежду носить, как хоро­нить покойников, как творить крестное знамение, как исповедаться.

Косма был удивительно свободен в выборе языко­вых средств. Язык его поучений менялся в зависимо­сти от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Пар­ги или к малограмотному населению Северного Эпи­ра 61. Святой не был догматиком - он не стеснялся ис­пользовать иностранные слова 62, просторечные выражения 63 и даже слова из специальной профессиональ­ной терминологии крестьян 64. Для Космы Этолийского был в равной степени це­нен каждый его читатель и слушатель. Он стремился найти к каждому индивидуальный подход, сделать всё возможное, чтобы его учение было востребованно и до­ступно людям разных социальных слоёв и убеждений.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

раздел |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Слова, Раздел 2 - читать, скачать - равноапостольный Косма Этолийский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера