В поисках могилы святого Мефодия : Портал Богослов.Ru

  001   002  003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Таким образом, по мнению Кланицы, первый Моравский архиепископ был перезахоронен еще в годы существования Великой Моравии ( то есть на рубеже IX - X вв. ) [10] Как свидетельствует сам Зденек Кланица, первое издание его книги было довольно быстро раскуплено, после чего в печати появилось несколько интересных отзывов. Мы обратим внимание лишь на один из них. В 1995 году в журнале «Глас православия» (официальный орган Православной Церкви в Чешских землях) появилась статья профессора протоиерея Павла Алеша «Где был похоронен святой Мефодий, архиепископ Великоморавский? » [11] В ней отец Павел анализирует гипотезу Зденека Кланицы и высказывает ряд принципиальных суждений.

Во-первых, протоиерей П. Алеш обращает особое внимание на интерпретацию металлических предметов, найденных в захоронении 580. Он полагает ошибочным обозначение одного из них как «кинжала». От этого предмета сохранилась лишь часть рукоятки, украшенная все тем же лилиевым мотивом. Отец Павел высказал предположение, что это вовсе не кинжал, а металлический наконечник деревянного (и потому не сохранившегося) епископского посоха.

Во-вторых, он полагает, что так называемый «меч» можно интерпретировать как металлический епископский жезл. Отец Павел обращает внимание на то, что жезл на Востоке, как правило, вручался византийским императором патриархам и выдающимся епископам. В XIII главе «Жития Мефодия» сохранилось свидетельство о поездке Мефодия в Константинополь ( в начале 80-х годов IX века ) , во время которой он был с честью принят императором Василием и отпущен с богатыми подарками [12]. Профессор Алеш полагает, что во время этой встречи архиепископу Мефодию как главе самостоятельной Моравской Церкви вполне мог быть вручен жезл — символ епископской власти, своеобразный «духовный меч».

Таким образом, отец Павел считает возможным интерпретировать два металлических предмета, традиционно считавшиеся частью военного снаряжения, как атрибуты епископского облачения. При этом он настаивает на том, что если все же будет однозначно доказано, что в могиле находились меч и кинжал, то гипотезу о захоронении здесь архиепископа следует отбросить. «Канонические правила Православной Церкви не только запрещают клирикам убивать, но даже поднимать руку на кого-либо», — напоминает протоиерей Павел. Он приводит тексты 27 апостольского правила, 9 правила Двукратного собора, 5 правила святого Григория Нисского, 55 правила святого Василия Великого, на основании которых показывает, что «церковные каноны запрещают клирикам даже естественную самооборону физическим способом». Вывод ясен: «Никто из учеников не мог положить ему (святому Мефодию — В. Б.) в гроб меч, символ сражения и убийства».

В-третьих, профессор Алеш предлагает свою интерпретацию свидетельства «Проложного жития» о месте захоронения святого Мефодия. Прежде всего он старается преодолеть западный взгляд на церковную архитектуру, распространенный в чешской археологической науке. Отец Павел привлекает к исследованию данные восточно-христианской архитектурной традиции. Следует отметить, что, интерпретируя приведенный в начале статьи текст «Проложного жития», чешские археологи понимают слово «алтарь» как синоним слова «престол». Это, действительно, вполне западный подход. Профессор Алеш обращает внимание на то, что на Востоке под алтарем могли понимать не только престол, но и определенное пространство (алтарное пространство) , которое уже в древности отделялось от остальной части храма особой преградой, постепенно эволюционировавшей в иконостас [13]. Отец Павел полагает, что в микульчицкой базилике мог быть только один престол, располагавшийся в непосредственной близости к апсиде. При этом алтарная преграда отделяла значительное пространство внутри трехнефной части базилики. Он также считает, что в этой преграде наличествовали как минимум две иконы — Христа Спасителя (справа от святых дверей) и Пресвятой Богородицы (слева от святых дверей) . Таким образом, захоронение 580 должно было располагаться внутри алтарной части храма, непосредственно за иконой Божией Матери. Это позволяет по-новому истолковать свидетельство «Проложного жития». Могила оказывается расположенной в левой части храма (с точки зрения верующего, стоящего лицом к алтарю) за алтарным образом Пресвятой Богородицы («за алтарем Святой Богородицы») . При этом алтарная преграда a> служила для захоронения стеной («лежит же в великой церкви моравской с левой стороны в стене ») . Свои выводы протоиерей Павел Алеш формулирует следующим образом: «Мнение доктора Кланицы о расположения гроба св. Мефодия в микульчицкой базилике … на указанном месте вполне допустимо. Окончательное слово по отдельным проблемам должны будут сказать специалисты после нового, детального, ничего не замалчивающего и не затуманивающего исследования».

Во втором издании своей книги Зденек Кланицы отреагировал в том числе и на статью профессора Алеша. Он называет отца Павла «известным специалистом по древнехристианской археологии», а его статью считает «заслуживающей внимания» [14]. Кланица принимает гипотезу профессора Алеша о строении алтаря микульчицкой базилики. Однако в отношении невозможности нахождения в могиле Моравского архиепископа оружия Кланица с отцом Павлом не соглашается. Он ссылается на «Хронографию»
Михаила Пселла (написана во второй половине XI в., повествует о событиях с 976 по 1075 гг.)
  001   002  003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

состоялось соборное архиерейское богослужение приуроченное дню ангела почетного патриаршего экзарха всея беларуси | cоборное архиерейское богослужение приуроченное дню ангела почетного патриаршего экзарха всея беларуси | вторник светлой седмицы высокопреосвященнейший филарет митрополит минский слуцкий патриарший экзарх всея беларуси возглавил торжественное пасхальное богослужение свято-александро-невской церкви минска | патриарх московский всея руси алексий президент республики беларусь лукашенко освящении церкви честь воскресения христова фотография 2001 | день памяти виленских мучеников антония иоанна евстафия патриарший экзарх всея беларуси возглавил торжественное богослужение свято-духовом соборе города вильнюса |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: В поисках могилы святого Мефодия : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера