Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой восток, Часть II. Заметки ... |
Подробнее об них в житии муч. Пантелеимона 27 июля.
Преподобномуч. Параскева. В Синаксаристе Никодима проложное сказание о ней несколько пространнее. Родители ее Агафон и Полития, по молитве получившие единственную дочь, назвали ее Параскевою, ибо она родилась в пятницу. Вверженная в котел с маслом и смолою и будучи неврежденна, она бросила жидкости в глаза любопытствовавшему царю Антонину, ослепила его, потом по просьбе его даровала ему зрение и обратила со многими во Христовой вере. Полное житие ее в Новом Сокровище (Νεὸς Θηcαυρὁς) на греч. языке. В Деяниях св. (Iul. VI. 232 и 502) сделаны об ней два замечания, в коих говорится, что сказания об ней не могут быть соглашены с историею и что в римской церкви она чтится 14 ноября под именем Венеры или Венеранды, потому что пятница по-римски называлась днем Венеры. В 1200 г. паломник Антоний видел мощи ее в Царьграде: «св. пятница в теле лежит и носят на перенос». Церковь ее и ныне в Царьграде цела, на левой стороце Золотого Рога в местности Хас-киой. В ней погребены знаменитые лица.
Св. Симеон в пещере. Известны, кроме Симеона юродивого 21 июля, три Симеона столпника: 1-й сентября 1, второй, 24 мая дивногорец, третий новый киликийский в 6 веке (Луг дух. 57 глава) . По Цикодиму, Морчелли и Мартынову ныне разумеется первый, по Болландистам и Невоструову третий. В каноне на сырную субботу в 3 песни стих 6: Небо четверосветительное явися на земле, дважды двое сие Симеонское единоимение, иже на столцех трие суть и един юродивый. В греч. минее года в синаксаре 26 июля пр. Симеон называется столпником, пресвитером и архимандритом. Поелику вообще в восточных памятниках Симеон 1 сентября знаменитейший называется: в пещере (ὀ ἐν μάvδρα) , в отличие от Симеона на дивной горе; то лучше разуметь ныне того, который чтится 1 сентября.
Обновление храмов арх. Гавриила в Халдах и Михаила в Скаллах. Местности без сомнения в Царьграде, но неизвестны и, вероятно, названия повреждены. В редакции месяцеслова Василия XI в. читалось: в Халках вместо Скаллах и переведено: обон пол медныя. Местность Халки (Χαλκὴ) была в Царьграде. Может быть даже из одного праздника явились два. В прологе 1429 г. об арх. Михаиле читалось в Халмех близко в чтению в Халдех или Халках. Скалами же назывались в Царьграде места, откуда оправлялись или приставали суда в морских заливах. Их было не мало. Сн. Византия. Константинополь I. 121. 27 Св. великомуч. Пантелеимон. В Деяниях св. (Jul. VI. 39. 7) после исторического исследования, большая часть которого посвящена истории мощей мученика в Европе, помещено житие его, которое и в слав. минее, известное под именем Метафрастова, хотя Алляций приписывает Метафрасту другое житие а не сие. Но разность между сими житиями более в словах, чем в событиях. В месяцеслове Василия говорится, что истекшие при усечении святого кровь и молоко хранились до того времени (до Х века) и подавали верующим исцеления, об этом говорится и в греческом стишном прологе (XII в.) и в описании чудес святого на западе в XI или XIII веке (Деяний 421) . Память св. Пантелеимона издревле особенно чтилась на Востоке; церкви, во имя его построенные в Севастии армянской и в Константинополе, относятся к 4 веку (там же стр. 398) . Феодорит в 8 речи о мучениках говорит о торжественном совершении памяти и мученика Пантелеимона. Мощи его принесены были в Царьград; оттуда большая часть их перенесена в Париж в С. Дени, а глава яко бы в Лион в 802 году, но паломник Антоний в 1200 году видел главу его в Софии в Царьграде, а, по свидетельству Стефана новгородца (1350 г.) , в XIV в. мощи его почивали во Влахервской церкви в Царьграде. Часть мощей его ныне находится в Пантелеимоновом афонском монастыре. Сн. 20 сент.
Пр. Анфуса старшая и 90 сестер. Сведения об ней находятся в обширном проложном сказании стишного пролога. В славянском прологе говорится, что она была заточена на о. Малеон и там скончалась. Остров Малфон неизвестен, но она скончалась, по сказанию греческого пролога полному, в своей обители в мире, а обитель, как видно из того пролога, находилась на островке озера. После истязаний за иконы она оставлена в мире, потому что предсказала царице, супруге гонителя Константина Копронима, рождение двойней. Это было в 754 году: Обитель ее после того даже удостоилась царских даров и имя предсказанной царице дочери дано также Анфуса; ибо царица святую сию считала за свою духовную мать. |