Беседа о празднике Сретения и Международном дне православной ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Беседа о празднике Сретения и Международном дне православной молодежи с протоиереем Иоанном Задорожиным В чем духовный смысл и значение праздника Сретения? Какова роль молодежи в Православной Церкви? Какие мероприятия ожидают православную молодежь Беларуси в этом году? На эти и другие вопросы накануне праздника Сретения Господня и Международного дня православной молодежи мы попросили ответить председателя Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по делам молодежи протоиерея Иоанна Задорожина.

Почему мы празднуем Сретение именно 15 февраля? Ведь, насколько я понимаю, точная дата евангельских событий, вспоминаемых в этот день, неизвестна.

Почти все двунадесятые православные праздники не имеют прямой привязки к дате. Церковь устанавливала даты очень многих праздников в педагогических целях, заменяя старые языческие праздники на христианские и показывая этим противоположность новых празднований старым. Например, праздник Преображения приходится на тот период, когда традиционно в теплых регионах, в Греции, созревал виноград, производили молодое вино, проходили празднования в честь культа Диониса. Церковь сказала – мы будем праздновать Преображение, будем в этот день преображаться. Господь показал нам, куда стремиться – не к земле, не к пьянству, а к небу, к обожествлению.

То же касается и всех остальных праздников, например, Рождества Христова. Здесь речь идет о некоей духовной связи, которая над датами. Но даты тоже играют определенную роль. Неслучайно Господь попустил, что праздники, например, праздники Рождества Христова, Сретения, Благовещения, стоят именно в эти даты. Они связаны, прежде всего, с нашим старым, юлианским календарем. Сейчас многие говорят – почему же вы не переходите на григорианский календарь? Хотя ученые уже давно доказали, что в григорианском календаре ошибок не меньше, а, может быть, и больше чем в юлианском. Для нас очевидно, что григорианский календарь был принят для того, чтобы подчеркнуть отличия Запада от Востока. Не ради каких-то исправлений, а ради того, чтобы ещё больше показать отличия.

Этот праздник знаменует встречу ветхозаветного человека с новозаветными ожиданиями, чаяниями. И это не просто какая-то личностная встреча Спасителя и Симеона, хотя она тоже имеет место. Это встреча всех тех людей, которые ожидали Мессию, Спасителя, ожидали трепетно и живо. Вот и Симеон не мог увидеть смерти, пока не увидит Мессию. Поэтому праздник знаковый, прежде всего как пример нам – посмотрите, как люди ждали Мессию, как ждали Спасителя! Мы-то уже получили обещанное, уже можем свободно пользоваться всеми благодатными дарами, которые Господь нам дал. Этого не имели раньше ветхозаветные люди, не имели этих спасительных Таинств, но как они ждали! А мы это имеем, но очень часто не ценим и не хотим этим пользоваться.

У этого праздника есть много граней, очень серьезных, очень глубоких. Здесь всё глубоко – и пророческие слова старца Симеона к Пресвятой Богородице, и иконография праздника. Икона – это богословие в красках, через икону мы можем понять те грани, которые мы не увидим в словах. Например, на древних иконах изображен старец Симеон, который как бы держит Спасителя. Но на иконе старец словно парит в воздухе, и получается, что не он держит Спасителя, а Младенец держит его.

Духовное значение простое. Свеча – это свет. Пришел Спаситель миру, свет для всех нас, и свечи прообразовывают наше горение, нашу веру в Бога, Спасителя нашего. Поэтому если мы так пламенно горим к Богу, как старец Симеон, то наша вера живая, мы светильники для мира.

Владыка Антоний Сурожский говорил, что любой человек, даже самый нравственно несовершенный, является для нас чем-то вроде иконы. Возможно, эта икона не полностью чиста, но этот человек все равно являет собой определенный свет в нашей жизни. Тем более это так, когда человек уходит, когда все внешнее больше не является важным, остается лишь душа. Так вот, владыка Антоний говорил – если мы знали этого человека, то, каким бы он ни был, мы свечой своей свидетельствуем перед Богом, что этот человек в какой-то степени, пусть даже в малой, был светом в нашей жизни. И любая свеча напоминает, прежде всего нам самим, что мы должны быть светильниками в этом мире, а тот, кто рядом с нами, тоже для нас является светом в нашей жизни.

Существует много традиций, связанных с освященными на Сретение, как их у нас называют в народе, “грамнiчнымi”, свечами. Очень часто такие свечи воспринимают как своего рода оберег. Как, на Ваш взгляд, нам стоит относиться к подобным традициям?

Относиться следует спокойно.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

648 симеон мироточивый стефан неманя прп анастасия | христос воскресе воистину воскресе какие образы ассоциации рождает это долгожданное пасхальное приветствие нашем сознании крестный ход свечами под огромным куполом ночного неба задумываясь ответит каждый красные ризы священно церковнослужителей радос | симеон мироточивый стефан неманя прп анастасия | праздничное богослужение честь сретения господня | иоанном vii грамматиком |

Источник текста


Постоянная ссылка: Беседа о празднике Сретения и Международном дне православной молодежи с протоиереем Иоанном Задорожиным
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера