hramvsr.byЛитургикаБиблия и богослужение


В начало текстаВ конец текста
Свящ. Алексий Хотеев С ошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова сопровождалось необычным знамением: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 3-4 ) . У святых отцов закрепилось объяснение дара языков, как сообщение апостолам чудесной способности говорить на разных (иностранных) языках (свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст) . Это стало традиционным православным толкованием (бл. Феофилакт Болгарский) . Такому объяснению, кажется, соответствует дальнейший рассказ дееписателя о реакции первых любопытных слушателей: «Каждый слышал их говорящих его наречием» (ст. 6) . Иудеи, прибывшие на праздник Пятидесятницы (ветхозаветной, в честь дарования Синайского законодательства) из разных стран – Египта, Месопотамии, Малой Азии, Италии, Аравии – услышали апостолов, славящих Бога, на разных языках этих стран. «Что это значит? » – спрашивали удивленные. М ежду тем, замечает дееписатель и другую реакцию на необычное проявление апостольского дара языков: «Иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (ст. 13) . Означает ли это, что дар языков имел вид бессвязной речи, подобной пьяному бормотанию? Выяснение этого вопроса важно для нас, поскольку в некоторых неопротестантских движениях, проводящих свою миссионерскую работу среди православных, говорению «на языках» или «глоссолалии» придается большое значение. Например, глоссолалии пятидесятников не напоминают человеческую речь, скорее бессвязное бормотание, вскрикивание, в иных группах даже неудержимый смех. И звестно, что дар языков сообщался неоднократно после крещения. Его получили сотник Корнилий со своими домашними ( Деян. 10, 44-46 ) , ученики св. Иоанна Крестителя в Эфесе ( Деян. 19, 6 ) . Об этом даре, который открывался часто во время христианского молитвенного собрания, св. ап. Павел особо говорит в послании к коринфянам ( 1 Кор. 12, 10; 14, 1-33 ) . О бращает на себя внимание то, что дар языков не был собственно даром проповедническим. Получившие этот дар славили Бога, как апостолы в день Пятидесятницы. Но проповедь тогда прозвучала из уст ап. Петра на одном языке. Тот же ап. Петр (по преданию) прибегал к помощи Марка в качестве переводчика. Апостолы Павел и Варнава не сразу вняли языку ликаонцев ( Деян. 14, 11 ) . Дар языков представляется молитвенным даром, близким к пророческому исступлению. Св. ап. Павел (писавший коринфянам – «я более всех вас говорю языками») замечает при этом, что язык говорящего, по-видимому, был не совсем понятен ему самому: «Хотя дух мой молится, но ум мой остается без плода» ( 1 Кор. 14, 14 ) . Такая глоссолалия нуждалась в толковании, однако это, в свою очередь, требовало особого дара Святого Духа, которым не всегда обладал сам говорящий языками. Поэтому св. ап. Павел предписывает коринфянам: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а прочие пусть рассуждают. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу», причем сдерживать себя в последнем случае вполне по силам имеющим дар языков – «и духи пророческие послушны пророкам» ( 1 Кор. 14, 27-28; 32 ) . Таким образом, глоссолалия не была неудержимым говорением, таким сошествием Духа, при котором воля человека превращалась в ничто, он терял над собой контроль: не понимал, что говорит, и не мог остановиться при этом. В противном случае, молитвенное собрание превратилось бы в соблазн для посторонних: «войдут к вам неверующий или незнающий – то не скажет ли, что вы беснуетесь (в греч. «безумствуете») ? » ( 1 Кор. 14, 23 ) . Однако «Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1 Кор. 14, 33 ) . С уществует одно интересное предположение, объясняющее глоссолалию апостольских времен: дар языков был даром молитвы, славословия в форме пения. Из православных толкователей к этому мнению склоняется известный составитель «Толкового типикона» Михаил Скабалланович. Тогда становятся понятными сравнения глоссолалии у ап. Павла со звуком свирели, гуслей, трубы ( 1 Кор. 14, 7-9 ) . Само слово «говорить» языками не противоречит пению, поскольку чтение нараспев в древности было очень распространено. Чтение бывало преимущественно гласным, даже когда человек бывал один (ср. эпизод с евнухом царицы эфиопской – Деян. 8, 27-39) , и такое чтение могло быть распевным, как иногда заучивали даже государственные законы. В таком случае, в православном богослужении можно найти некоторые элементы древней глоссолалии. Это и пение «аллилуйя», и концевое «аминь», и ответный возглас «и духови твоему», который указывал на действие в говорящем Духа Божия. Так объясняется загадочное выражение ап. Павла: «Кто не любит Господа Христа, анафема, маран-афа» ( 1 Кор. 16, 22 ) , т. е. с сирийского языка «да будет отлучен до пришествия Господа нашего». Само построение православного богослужения из отдельных возгласов, перекликающихся с ответами хора или народа, может быть объяснено из древней апостольской глоссолалии. На самом деле, православное богослужебное чтение и пение, зачастую непонятное для случайного прихожанина, при всем при этом наполнено духом необыкновенной торжественности, умилительности и, одновременно, таинственности.

В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

преподобный афанасий сяндемский вологодский | протопр афанасьев | афанасий киккотис киринский | аристоклия пресвитера димитриана диакона афанасия чтеца | афанасий iii |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: hramvsr.byЛитургикаБиблия и богослужение
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера