Жизнь и учение св Григория Богослова, Глава 3 - читать, скачать - ...

  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034   035  036   037   038
В начало текстаВ конец текста
906 Это учение было продолжением теории искупления Григория Богослова, который, отвергая идею выкупа, принесенного диаволу, а также идею удовлетворения правосудия Отца, говорил, тем не менее, о Христе, приносящем Самого Себя в жертву Богу: Спрашиваю, для кого пролита кровь Бога? Если для лукавого, то – прочь! – кровь Христа отдана злодею! Если же для Бога, то как? Не другой ли владел нами? А выкуп всегда дается владельцу. Истинно то, что Он Сам Себя приносит Богу, Чтобы Самому похитить нас у владевшего нами и чтобы взамен падшего принят был Христос... Так мыслим. Но уважаем и образы. 907 Как мы видим, Григорий не отказывается от традиционной терминологии «выкупа», однако воспринимает ее лишь как «образ», помогающий лучше понять таинство спасительного подвига Богочеловека: Христос назван «избавлением» (apolytrōsis) как давший себя в «искупление» (lytron – выкуп) и в очистительную жертву за вселенную. 908 Григорий также не отказывается говорить об Отце, Который принимает жертву: однако принимает не потому, чтобы имел нужду в такой жертве, а из снисхождения и ради того, чтобы человек освятился человеческой природой воплотившегося Бога. 909 Иными словами, крестная жертва Спасителя была нужна не Богу Отцу, но нам, и была она следствием любви, а не гнева Отца: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 16 ) . В соответствии с евангельским образом Христа, посланного Отцом по любви к людям, Григорий в своей трактовке догмата искупления делает акцент на любви Божией, которая была главной причиной Боговоплощения. Единородный Сын Божий был послан Отцом в мир для того, чтобы уврачевать поврежденную грехом человеческую природу. Грех вошел в жизнь человека после грехопадения: наказанием за грех стала смерть. Но и само это наказание было проявлением любви Божией, и в самой смерти содержалось скрытое благодеяние, так как она преграждала путь к распространению греха. В течение долгих веков Бог вразумлял человечество различными способами, однако грех продолжал распространяться. Тогда понадобилось более сильное «лекарство», которым и стало Воплощение Бога Слова: О новое смешение (ō tēs kainēs mixeōs) ! О странное растворение (ō tēs paradoxou kraseōs) ! Существующий получает бытие и Несозданный создается, и Невместимый вмещается через посредство умной души, посредничествующей между Божеством и грубостью плоти! Обогащающий нищает – нищает до моей плоти, чтобы я обогатился Его Божеством. И Полный истощается – ибо лишается ненадолго Своей славы, чтобы я причастился полноты Его. Что за богатство благости? Что это за таинство по отношению ко мне? Я был причастен образу, но не сохранил его; Он причащается моей плоти, чтобы и образ спасти и плоть сделать бессмертной. Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо необычайнее (paradoxoteran) первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь принимает от нас худшее!.. 910 Итак, Боговоплощение стало поворотным пунктом в судьбе человечества: по своему значению оно превосходит даже сотворение человека. Из всех сотериологических теорий Григорию, как кажется, наиболее близко учение св.

Иринея Лионского о «рекапитуляции», согласно которому существует параллелизм между жизнью Адама и земной жизнью Иисуса Христа как «второго Адама», 911 причем каждому событию из жизни Христа соответствует аналогичное событие из жизни Адама. Основная идея Иринея заключается в том, что всякая ошибка Адама была исправлена Христом, всякий грех уврачеван и исцелен. Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех. Благодаря этому все человечество «соедин яется под главою Христом» ( Ср. Еф. 1: 10 ) : Искупитель собирает воедино и включает в Себя всех потомков Адама, становясь главой нового, искупленного человечества. 912 Развивая ту же идею, Григорий говорит об искупительном подвиге «второго Адама», Который «расплатился» за каждый долг Адама в отдельности: ... Все сошлось воедино ради всех и ради единого праотца: душа – за (душу) , ослушавшуюся (Бога) ; плоть – за (плоть) , покорившуюся душе и осужденную вместе с ней; Христос, Который сильнее и выше греха, за Адама, попавшего (под власть) греха. Ради этого новое пришло на смену ветхому и через страдание (Христа) воззван (ко спасению) пострадавший (Адам) ; и за каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас, и человеколюбивое снисхождение (oikonomia) к падшему через непослушание стало новым таинством. Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Ради этого дерево вместо дерева и ру́ки вместо руки́: вместо дерзко простертой – мужественно распростертые, 913 вместо своевольной – пригвожденные (ко кресту) , вместо извергшей Адама (из рая) – соединяющие воедино концы света.
  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034   035  036   037   038
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

христос |

Источник текста


Постоянная ссылка: Жизнь и учение св Григория Богослова, Глава 3 - читать, скачать - митрополит Иларион (Алфеев)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера