ВЕЛИКИЙ ПОСТ

  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011
В начало текстаВ конец текста
В отличие от рыбы вкушение морских моллюсков и «черепокожных» (ракообразных) по субботам, воскресеньям и праздникам дозволяется.

В современной практике вседневные службы В. п. совершаются в целом согласно с предписаниями Иерусалимского устава. В эти дни, согласно рус. певч. традиции, употребляются особые напевы, ни в какие др. дни года (в т. ч. и в субботы и воскресенья В. п.) не звучащие. Во время богослужений преимущественно используются темные цвета облачений (напр., в совр. рус. практике принято совершать седмичные службы В. п. в черных облачениях, воскресные и службы 3 последних дней Страстной седмицы - в фиолетовых, по субботам служат в белом или фиолетовом, иные цвета используются лишь на немногочисленные праздники, случающиеся в период В. п.) .

Особенно строго устав стараются соблюдать на 1-й седмице поста, когда, напр., во мн. приходах и мон-рях целиком вычитываются все кафизмы. Впрочем, выполнить требования устава до конца в совр. городских условиях почти невозможно: так, кроме кафизм предписано ежедневно читать на утрене творения прп. Ефрема Сирина и Лавсаик, а на часах - Лествицу, и это предписание, по-видимому, крайне редко исполнялось на практике. Службы 1-й седмицы В. п. во многих приходах РПЦ отправляются не по утвержденным литургическим книгам - Триоди, Часослову и др., - а по различным «Последованиям 1-й седмицы». Эти книги, создавая относительное удобство при совершении служб, содержат вместе с тем и нек-рые ошибки - как правило, неверно описан порядок исполнения библейских песней в пятницу 1-й седмицы В. п. (он отличается от др. седмиц) ; нек-рые издания заменяют песнопения рядового гласа песнопениями 1-го гласа и проч.

Совр. рус. Типикон, рассчитанный на монастырские условия, предполагает, что постом братия собирается для богослужения 4 раза в день: ночью, еще до рассвета (для совершения полунощницы, утрени и 1-го часа) ; в 1-й половине дня ( для совершения 3-го и 6-го часов ) ; во 2-й половине дня (для совершения 9-го часа, изобразительных и вечерни) и вечером (для совершения повечерия) . В приходской практике собраний бывает только 2 - утром и вечером, поэтому на 1-й седмице поста утром обычно совершаются все службы, начиная с утрени и заканчивая вечерней, а вечером - только повечерие (ради Великого канона; полунощница опускается) . В проч. седмицы утреню и 1-й час (а иногда и повечерие) , как правило, служат с вечера (хотя есть приходы, где утреню поют по утрам весь В. п.) , а проч. часы, изобразительны и вечерню - с утра. Совершение вечерни утром обусловлено тем, что в те дни, когда она соединена с литургией Преждеосвященных Даров, совершать ее вечером затруднительно - сложно требовать от прихожан полного воздержания от пищи и питья в течение всего дня (что требуется для участия в литургии и Причащения) . Но поскольку на вечерне поются песнопения следующего дня, богослужебный день фактически смещается при совершении вечерни утром почти на сутки вперед, что создает определенную проблему.

В совр. греч. приходской практике, отраженной в Виолакиса Типиконе, седмичные службы В. п. совершаются близко к тому, как и в РПЦ, но с бóльшими сокращениями: напр., вместо 16 поклонов (3 земных, 12 поясных и 1 земного) на молитве прп. Ефрема Сирина может делаться только 3 (в свою очередь, и совр. рус. практика является упрощением более древней, когда на молитве прп. Ефрема делали 15, 16 или даже 17 земных поклонов) .

В будние дни В. п. ( кроме 1-й седмицы ) в совр. практике РПЦ может совершаться общее Елеосвящение для всех желающих (в дореволюционной традиции оно происходило только в нек-рых больших соборах и было закреплено за Великим четвергом; в практике афонских мон-рей этот обычай остается особенностью Великого четверга) . Вечером по пятницам или по воскресеньям первых 4 седмиц В. п. в нек-рых приходах и мон-рях совершаются пассии, представляющие собой вечерню с акафистом Страстям Христовым и чтением Евангелия о Страстях; пассии не указаны в Типиконе и были первоначально установлены в 1-й пол. XVII в. в Киеве свт. Петром (Могилой) по аналогии с лат. практикой ( пассия от лат. passio - страсть ) . На время В. п. христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений ( напр., посещения театров и кино ) , чтобы больше времени посвятить чтению духовных книг и участию в богослужении. Пост соблюдается верными в разной степени, по мере сил каждого и с благословения священника. 1-я, 4-я и Страстная седмицы обычно отмечаются усиленным постом.

В. п. и праздники Минеи Уже в студийских Типиконах начали появляться главы, посвященные совпадению различных праздников с днями В. п., главное место среди к-рых занимают Благовещенские главы. В Иерусалимском уставе появляются многочисленные Марковы главы о порядке служб при совпадениях: 1 (подготовительного периода к В. п.
  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

крещение господне миниатюра евангелия ath dionys 587m fol 141v | вознесение господне миниатюра евангелия 1059 ath dionys 587m fol 31r | христос благословляет дитя миниатюра евангелия 1059 dionys 587m fol 38v | моление гефсиманском саду заставка евангелия cod 587 | шествие иеронима пражского месту казни раскрашенная гравюра richental concilium constanz augsburg 1483 ргб |

Источник текста


Постоянная ссылка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера