ВЕЛИКИЙ ПОСТ

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
в послеиконоборческой к-польской традиции определялась в первую очередь нуждами огласительного цикла; памяти, указанные для суббот и воскресений, в большинстве своем являются памятями к-польских святых, приходящихся на март-апрель и перенесенными с будних дней В. п. на субботы и воскресенья (в соответствии с Лаодик. 51) .

В. п. в православном богослужении X-XXI вв. После X в. широкое распространение в Церкви получил монастырский Студийский устав, а с XII в. - и восходящий к нему Иерусалимский устав (существенно отличающийся от древней иерусалимской традиции) , к-рый после XIII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе (как в Типиконе Великой ц.) , чтения к-рой сохранены (паремия тритекти из-за того, что такой службы в монашеском Часослове нет, читается на 6-м часе) . Благодаря активному гимнографическому творчеству в мон-рях в VIII-X вв. сформировалась Постная Триодь - собрание гимнографических произведений различных авторов (не только того времени, но и более ранних) , предназначенных для исполнения во время В. п. (И. Карабинов) . Особенностью содержания и структуры В. п. по древним и совр. Триодям является совмещение в службах неск. рядов гимнографических текстов, часть из к-рых соответствует древней иерусалимской (напр., в неделю 2-ю В. п. приведен канон, а в будние дни 3-й седмицы В. п. - стихиры, посвященные притче о блудном сыне) , часть - послеиконоборческой к-польской лекционарным системам. В Триоди есть песнопения на каждый день В. п. и Страстной седмицы, на все воскресенья подготовительного периода к посту, а также на мясопустную и сыропустную субботы и все будние дни сырной седмицы.

По сравнению с Типиконом Великой ц. в Студийском и Иерусалимском уставах подготовительный период к В. п. увеличен за счет еще одного воскресенья - мытаря и фарисея недели. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее ( Лк 18. 10-14 ) была окончанием рядовых чтений Евангелия от Луки, к-рые ежегодно приходятся на период, предшествующий В. п., но со временем стала привязана к великопостному циклу. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь (нек-рые из древнейших греч. списков Триоди еще не включают неделю мытаря и фарисея и начинаются с недели о блудном сыне) . К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших (возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см.)

Вселенские родительские субботы (. В 1-ю субботу В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания) см.

Православия неделя (. 3-е воскресенье - это Крестопоклонная неделя, 5-е посвящено прп. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. п. различные редакции уставов помещают неодинаковые указания. Особое значение имеет 2 будних дня В. п. : среда 4-й) крестопоклонной (седмицы) др. названия: средопостная среда, преполовение поста (и четверг 5-й седмицы. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста) в среду 4-й седмицы (или Великого канона прп. Андрея Критского) в четверг 5-й седмицы (; во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. п. совершается празднование в честь Пресв. Богородицы, за службой поется акафист) нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Богородицы (. В. п. заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, к-рая уже предначинает Страстную седмицу, считающуюся отдельным постом.)

Порядок служб суббот и воскресений В. п. в целом достаточно близок к обычному (при этом за субботами закреплено совершение литургии свт. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. п.) с 1-го по 5-е (- литургии свт. Василия Великого) , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене (с «Аллилуия») поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день (1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. е. невареная и нежареная пища) ; совершается литургия Преждеосвященных Даров (или литургии вовсе нет) и др.

Особенности седмичных служб В. п. в студийских Типиконах По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. во все будние дни В. п. совершается литургия Преждеосвященных Даров (а также в среду и пятницу сырной седмицы, как в Типиконе Великой ц.) . Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются (кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи) 24 февр. (, 40 мучеников Севастийских) 9 марта (, прп. Алексия, человека Божия) 17 марта (, Благовещения Пресв. Богородицы) 25 марта (и его предпразднства и отдания - Пентковский. Типикон.
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

крещение господне миниатюра евангелия ath dionys 587m fol 141v | вознесение господне миниатюра евангелия 1059 ath dionys 587m fol 31r | христос благословляет дитя миниатюра евангелия 1059 dionys 587m fol 38v | моление гефсиманском саду заставка евангелия cod 587 | шествие иеронима пражского месту казни раскрашенная гравюра richental concilium constanz augsburg 1483 ргб |

Источник текста


Постоянная ссылка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера