ВЕЛИКИЙ ПОСТ

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
- из Пс 1, 2, 3, 4; во вторник - из Пс 5, 6, 7, 8 и т. д.) ; этот принцип действовал вплоть до вечерни Великой среды. Между тритекти и вечерней во 2-й половине поста ( начиная с 4-й седмицы ) проходили огласительные беседы и читались молитвы об оглашенных; об их начале заблаговременно произносили объявление (προσφωνητικόν) на литургии 2-го воскресенья В. п., а в 3-е воскресенье на литургии для родственников и близких крещаемых делали провозглашение (προκηρυκτικός) о том, что на следующий день им следует привести своих детей и крестников для начала оглашения. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» (она произносилась и на полных литургиях) . Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. п. продолжался 3 недели и был связан с таинством Крещения ( Johnson. P. 118-136 ) ; впрочем, это предположение плохо согласуется с памятниками V в., повествующими о 3-недельном В. п. в Риме, но о 7-недельном (включая Страстную седмицу) в К-поле.

Весь В. п. в К-поле проводили в воздержании от мясного, молочного и яиц, в т. ч. по субботам и воскресеньям ( ср. : Трул. 56 ) ; впрочем, суббота и воскресенье не могли быть днями сугубого поста ( ср. : Трул. 55 ) , кроме Великой субботы ( 64-е Ап. прав. ) . В течение В. п. по будням Типикон Великой ц. предписывает увеличивать обычное число начальных антифонов Псалтири на вечерне и утрене: на вечерне вместо 8 антифонов указано петь 12; на утрене число антифонов на 1-й седмице поста также увеличено до 12, но затем постепенно уменьшается (2-я и 3-я седмицы - 11, 4-я - 10, 5-я - 9) до обычных 8 ( с 6-й седмицы ) .

Структура памятей В. п. в послеиконоборческой традиции К-поля отражена в первую очередь в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2-62 ) . Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. к. анализ кондаков прп.

Романа Сладкопевца (VI в.) позволяет предположить, что в доиконоборческую эпоху в К-поле распределение евангельских чтений по воскресеньям В. п. было сходным с древним иерусалимским. В нек-рых памятниках, напр. в богослужебном приложении к Евангелию Sinait. gr. 150, X-XI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 185-193) , встречается смешанная система чтений и памятей В. п., частью основанная на к-польской послеиконоборческой, частью на древней иерусалимской лекционарных системах. Согласно Типикону Великой ц., подготовительный период к В. п. начинается за 2 седмицы до того, с блудного сына недели, названной так по читаемой в это воскресенье притче (Лк 15. 11-32; в древней иерусалимской лекционарной системе притчу читали во 2-ю неделю В. п.) . В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле. Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде (Мф 25. 31-46; в субботу перед мясопустом указаны только чтения, никаких памятей нет) . На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии (т. е. память деятелей IV Вселенского Собора; литургийное Евангелие - Мф 6. 14-21) . Для всех будних дней В. п. в Типиконе Великой ц. указаны чтения на тритекти и вечерне и тропари пророчества на тритекти; для 1-й половины поста (до понедельника 4-й седмицы включительно) указаны и тропари на Пс 50 на утрене. На 1-й седмице В. п. (а также на Страстной) помимо прочих служб после вечерни и литургии совершается паннихис ( παννυχίς - всенощная ) , служба в начале ночи, к-рая в обычное время года бывает накануне праздничных дней. В 1-ю субботу В. п. отмечена память вмч. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков (Моисея, Аарона, Самуила и др. ; Евангелие - Ин 1. 43-51) , во 2-е воскресенье - сщмч. Поликарпа Смирнского ( Евангелие - Мк 2. 1-12 ) , в 3-е воскресенье особенной памяти не назначено, но на литургии читается Евангелие о Кресте ( Мк 8. 34 - 9. 1 ) . В 4-е воскресенье - память св. Дометия ( Евангелие - Мк 9. 17-31 ) . В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия ( Мк 10. 32-45 ) . Суббота 6-й седмицы (Лазарева) и 6-я неделя (Вход Господень в Иерусалим) к собственно В. п. уже не относятся, открывая собой цикл памятей Страстной седмицы, считающийся отдельным постом. Т. о., структура В. п.
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

крещение господне миниатюра евангелия ath dionys 587m fol 141v | вознесение господне миниатюра евангелия 1059 ath dionys 587m fol 31r | христос благословляет дитя миниатюра евангелия 1059 dionys 587m fol 38v | моление гефсиманском саду заставка евангелия cod 587 | шествие иеронима пражского месту казни раскрашенная гравюра richental concilium constanz augsburg 1483 ргб |

Источник текста


Постоянная ссылка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера