> Помогите ребёнку на реабилитацию <

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
- из Пс 1, 2, 3, 4; во вторник - из Пс 5, 6, 7, 8 и т. д.) ; этот принцип действовал вплоть до вечерни Великой среды. Между тритекти и вечерней во 2-й половине поста ( начиная с 4-й седмицы ) проходили огласительные беседы и читались молитвы об оглашенных; об их начале заблаговременно произносили объявление (προσφωνητικόν) на литургии 2-го воскресенья В. п., а в 3-е воскресенье на литургии для родственников и близких крещаемых делали провозглашение (προκηρυκτικός) о том, что на следующий день им следует привести своих детей и крестников для начала оглашения. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» (она произносилась и на полных литургиях) . Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. п. продолжался 3 недели и был связан с таинством Крещения ( Johnson. P. 118-136 ) ; впрочем, это предположение плохо согласуется с памятниками V в., повествующими о 3-недельном В. п. в Риме, но о 7-недельном (включая Страстную седмицу) в К-поле.

Весь В. п. в К-поле проводили в воздержании от мясного, молочного и яиц, в т. ч. по субботам и воскресеньям ( ср. : Трул. 56 ) ; впрочем, суббота и воскресенье не могли быть днями сугубого поста ( ср. : Трул. 55 ) , кроме Великой субботы ( 64-е Ап. прав. ) . В течение В. п. по будням Типикон Великой ц. предписывает увеличивать обычное число начальных антифонов Псалтири на вечерне и утрене: на вечерне вместо 8 антифонов указано петь 12; на утрене число антифонов на 1-й седмице поста также увеличено до 12, но затем постепенно уменьшается (2-я и 3-я седмицы - 11, 4-я - 10, 5-я - 9) до обычных 8 ( с 6-й седмицы ) .

Структура памятей В. п. в послеиконоборческой традиции К-поля отражена в первую очередь в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2-62 ) . Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. к. анализ кондаков прп.

Романа Сладкопевца (VI в.) позволяет предположить, что в доиконоборческую эпоху в К-поле распределение евангельских чтений по воскресеньям В. п. было сходным с древним иерусалимским. В нек-рых памятниках, напр. в богослужебном приложении к Евангелию Sinait. gr. 150, X-XI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 185-193) , встречается смешанная система чтений и памятей В. п., частью основанная на к-польской послеиконоборческой, частью на древней иерусалимской лекционарных системах. Согласно Типикону Великой ц., подготовительный период к В. п. начинается за 2 седмицы до того, с блудного сына недели, названной так по читаемой в это воскресенье притче (Лк 15. 11-32; в древней иерусалимской лекционарной системе притчу читали во 2-ю неделю В. п.) . В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле. Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде (Мф 25. 31-46; в субботу перед мясопустом указаны только чтения, никаких памятей нет) . На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии (т. е. память деятелей IV Вселенского Собора; литургийное Евангелие - Мф 6. 14-21) . Для всех будних дней В. п. в Типиконе Великой ц. указаны чтения на тритекти и вечерне и тропари пророчества на тритекти; для 1-й половины поста (до понедельника 4-й седмицы включительно) указаны и тропари на Пс 50 на утрене. На 1-й седмице В. п. (а также на Страстной) помимо прочих служб после вечерни и литургии совершается паннихис ( παννυχίς - всенощная ) , служба в начале ночи, к-рая в обычное время года бывает накануне праздничных дней. В 1-ю субботу В. п. отмечена память вмч. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков (Моисея, Аарона, Самуила и др. ; Евангелие - Ин 1. 43-51) , во 2-е воскресенье - сщмч. Поликарпа Смирнского ( Евангелие - Мк 2. 1-12 ) , в 3-е воскресенье особенной памяти не назначено, но на литургии читается Евангелие о Кресте ( Мк 8. 34 - 9. 1 ) . В 4-е воскресенье - память св. Дометия ( Евангелие - Мк 9. 17-31 ) . В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия ( Мк 10. 32-45 ) . Суббота 6-й седмицы (Лазарева) и 6-я неделя (Вход Господень в Иерусалим) к собственно В. п. уже не относятся, открывая собой цикл памятей Страстной седмицы, считающийся отдельным постом. Т. о., структура В.
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

святой четыредесятницей | archpriest michael regan |
Постоянная ссылка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера