Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
В ее житии рассказывается об одной девице, которая пришла в ее монастырь из Каппадокии, оставив на родине жениха... 316 Из прежде основанных в Константинополе монастырей в первые годы царствования Михаила III монашеская жизнь сосредоточивалась также в следующих: Одигов, или во имя Богоматери Одигитрии, 317 св. Диомида, 318 свв. мучеников Сергия и Вакха, 319 Клидион (?? ????????) 320 и Гастрии, в котором в 856 г. по приказанию императора Михаила были пострижены в монахини императрица Феодора и ее четыре дочери – Фекла, Анастасия, Анна и Пульхерия. 321 Это были первые – в нашу эпоху – царственные жертвы византийского государственного режима, удаленные в монастырь насилием.

Глубокое и искреннее стремление к монашеству, охватившее византийское общество в послеиконоборческое время и более всего обнаружившееся в Константинополе, выразилось и в постройке новых монастырей как в самой столице, так и в ее окрестностях. Пример в этом отношении был подан самою восстановительницей иконопочитания, императрицей Феодорой. Она основала два монастыря – один в самом Константинополе во имя св. Пантелеймона, поместив его в доме Оружейной палаты, 322 а другой, во имя Иоанна Предтечи, – на Антигоне, одном из Принцевых островов, лежащих в Пропонтиде, недалеко от столицы. 323 Весьма ревностным строителем монастырей был и патриарх константинопольский Игнатий, преемник св. Мефодия. Игнатий, прежде чем сделаться патриархом, провел в монастырском уединении целых 33 года, постригшись в четырнадцатилетием возрасте. Он был идеальным монахом и ревностным почитателем монашеского чина. Сделавшись патриархом, он много заботился об умножении монастырей и о снабжении их всем нужным для обитавших в них монахов. Его трудами были населены монахами три острова Пропонтиды, принадлежавшие к группе Принцевых, – Плати, Неандр (или Гиатр) и Теревинф, которые он превратил, по словам его жития, «в церкви Господни и благочестивые монастыри». 324 Один из опекунов императора Михаила III, Мануил, вынужденный оставить свой высокий пост, удалился от двора в свой дом, находившийся близ цистерны Аспары (? ??????) , и обратил его в монастырь. В этом монастыре он потом был и погребен. 325 Вторым ктитором монастырь Мануила имел знаменитого патриарха Фотия, который почти до основания перестроил его, придав ему больше великолепия и величия. 326 К первым же годам царствования Михаила относится построение в Константинополе кубикуларием Дамианом, славянином, монастыря своего имени. 327 Наконец, остров Халки, один из Принцевых, был украшен монастырем Св. Троицы – «Новый Сион», основание которого преданием приписывается патриарху Фотию. 328 Если выступить за пределы столицы и взглянуть на положение монашества в провинциальных его пунктах, то можно найти, что и здесь 19 февраля 842 г. было для монахов эрой возрождения. По всему пространству Византийской империи в пользу монашества совершалось движение, аналогичное тому, какое произошло в Константинополе. Всюду восстанавливались старые и строились новые монастыри, наполнялись монахами, и монашеская жизнь принимала прежнее, нормальное течение. Монашество вновь прочно утвердилось в наиболее важных своих пунктах – Афинах, на горах – Олимпе фессалийском, Кимине, Иде и св. Авксентия вифинских, Латре близ Милета, на островах Пропонтиды и Архипелага и особенно в Фессалонике и на горе Олимпе вифинском или вифино-милийском. Фессалоника издревле была одним из главных пунктов монашества. Ее население не без основания пользовалось репутацией «монахолюбивого», а сам город еще и «христолюбивого». 329 У позднейших писателей за многочисленность монастырей Фессалоника получила название второго Афона (???????? ? ???) и малой Византии (?????? ?????????) . 330 В городе и его окрестностях действительно было очень много обителей. 331 Они окружали его со всех сторон как бы кольцом. Особенно густо была покрыта монастырями прилегающая с северо-востока к Фессалонике гора, а также одна равнина, примыкающая к городу с юга. Эти местности представляли как бы один большой монастырь с бесчисленным множеством монахов и монахинь. 332 Но из монастырей Фессалоники, существовавших в середине IX в., лишь немногие известны по имени. Так, в монастыре Л атома (??? ???????) провел свою молодость препод. Иосиф Песнописец, 333 а монастырь св. первомученика Стефана был местом подвигов преп. Феодоры. 334 После торжества Православия число фессалоникийских монастырей стало возрастать. Подвизавшийся в Фессалонике монах Евфимий († 889) основал новый монастырь во имя апостола Андрея на горе Перистера, к востоку от города. Монастырь быстро наполнился иноками, а его окрестности превратились как бы в город: «люди всякого возраста, рода и состояния, отрекаясь сродников, друзей, мира и предпочитая небесные блага земным, охотно приходили сюда и поручали себя духовному руководству и отеческому попечению преподобного Евфимия». Вместе с тем монастырь получал большие материальные пожертвования и быстро обогатился. Скоро окрестности Фессалоники украсились и другим новым монастырем, женским, построенным тем же св.
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

глава четвертая внешнее состояние монашества патриархатах антиохийском иерусалимском александрийском середины начала xiii века |

Источник текста


Постоянная ссылка: Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204), Часть 1 - читать, скачать - профессор Иван Иванович Соколов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера