Источник текста

Слово Патриарха / Православие.Ru


Слово Патриарха Седмица 3-я Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Дай Бог, чтобы наши политики не теряли связь с людьми Думаю, абсолютное большинство горожан хочет, чтобы депутаты были добрыми. Не слабыми, а добрыми! Это означает, что законы должны проходить не только через ваш ум, но и через ваше сердце. А для того, чтобы было так, нужно самих себя ставить на место того человека, которым данный закон будет в конкретной ситуации управлять.

Очень важно, что вы не просто пишете законы, но и встречаетесь с избирателями. Вот как Патриарх осуществляет обратную связь с людьми, на основании которой можно судить в том числе и о законах? У меня есть возможность общаться с совершенно простыми людьми в неформальной обстановке. Я поражаюсь тому, как эти простые люди разбираются в политиках и в законах, не зная ни законов, ни лично политиков.

Что такое глас народа? Это удивительное явление. И думаю, что каждый политик, который берет на себя риск и ответственность говорить от лица народа, обращаться к народу, должен в первую очередь иметь высокий рейтинг у самого народа, причем рейтинг не искусственный (а это, как мы знаем, вопрос технологии) , а естественный, когда о тебе хорошо говорят в каптерках. А говорят не о слабых и не о тех, кто издает одни только приятные для людей законы. Говорят о честных, о принципиальных, о добрых, о сострадательных. Вот дай Бог, чтобы наши политики, будь то в законодательной или исполнительной власти, не теряли связь с людьми.

И если вы вступаете в разговор и собеседник точно знает, кто вы, пользы, скорее всего, не будет, потому что собеседник попытается о чем-то вас попросить, использовать этот, может быть, уникальный шанс поговорить со столь важным человеком. Но если вас никто не знает, то задавайте вопросы, в том числе о своей работе, о работе Московской Думы, о московских законах, и вы услышите очень многое. Это не значит, конечно, что вы услышите абсолютно рафинированную правду, – такого не бывает; но в этих сигналах может быть много важного. Это не шумы – это сигналы. Шум там, где пропаганда, где реклама, где создаются искусственные схемы. А сигнал исходит от реального человека, который в жизни своей соприкасается с действием закона или с действием должностного лица.

Своими руками мы уничтожили нашу историческую столицу Мы знаем, как много замечательных памятников архитектуры исчезло в результате того, что происходило в Москве в 1950-е и 1960-е годы. Вспоминаю свое первое посещение Москвы в 1955 году… То, что происходило в городе, понял даже я, будучи 10-летним ребенком: сносились здания. В районе Арбата экскурсовод рассказывал: «Вы не представляете, какой будет Москва. Все здесь будет снесено и построен прекрасный, светлый проспект, который будет рассекать весь город». Мы ехали с мамой, и я спросил: «Мама, а как же эти дома? » – «Да, сыночек, их, наверное, снесут». И действительно, все снесли и построили проспект Калинина, который москвичи назвали вставной челюстью Москвы.

Вот новация, верно? Но это новация, которая полностью разрушила традицию. А если бы те замечательные здания сохранились? Это был бы дивный исторический центр Москвы – с ресторанчиками, магазинчиками, прекрасными двориками, где отдыхали бы люди… Но, как говорится, в истории нет сослагательного наклонения. А такие радикальные действия происходят, когда люди не понимают ценность традиции.

С другой стороны, традиция – это действительно не все прошлое, и мне часто приходится об этом говорить. Мы ведь выкидываем мусор из дома, мы же не сохраняем все, что остается от прошлого. Но если мы начнем в мусорное ведро выбрасывать письма своих родителей, замечательные фотографии, все то, что связывает нас с прошлым, – ценности, может быть, не столько материальные, но для нас значимые, – это же преступление! Это преступление, когда подобное происходит в рамках семьи, и это преступление, когда то же самое происходит в рамках города и в рамках страны.

В этом смысле Москва – это город, который, конечно, был изничтожен. У нас была бы совершенно другая столица, если бы мы берегли традицию, если бы старое не становилось синонимом ненужного. «Разрушим мир до основания, а потом построим новый» – все эти проспекты, «вставные челюсти» и что-то еще.

Как же найти середину? Я глубоко убежден в том, что в традиции, в старом не все, конечно, является ценным и нужным, таким, что следует взять в будущее. Но есть ценности непреходящие, и в первую очередь это нравственные ценности.

Все, что касается человеческой нравственности, – это константа. Почему? Потому что традиция ее веками оберегала и оберегает. Те, кто с легкостью разрушал арбатские особняки, наверное, могут сказать: «А что нам, и нравственные ценности оберегать? Мы новые создадим». Ведь были попытки создавать новые ценности и в нашей стране, и в других европейских странах. Но все это заканчивается катастрофой, потому что нравственную природу человека изменить очень тяжело, если мы желаем, чтобы человек остался человеком. Если мы хотим вывести некий новый sapiens, может быть, не homo, а нечто другое, тогда мы можем ломать все, но мы потеряем человека. Вот в этом смысле ценность традиций – всегда в нравственности.

Но мы ведь начали говорить об архитектуре, а тут-то какая связь? А связь прямая. В архитектуре, в изобразительном искусстве, в живописи проявляется нравственная составляющая человека – так же, как его мировоззрение, как духовный мир предыдущих поколений. Они являют себя через архитектуру, через живопись, через скульптуру, через прикладное искусство.

Вот представьте себе замечательные особняки – кстати, некоторые из них были в стиле московского барокко. Ныне они уничтожены – что-то осталось, но ведь не так, как в западных столицах. Вы ходите по Вене, и вы понимаете историю народа, историю искусства. Вам сразу понятно, почему Моцарт так писал музыку. Да потому что вот он, Моцарт, в виде зданий, выполненных в стиле барокко, вот она, музыка Моцарта! Или, созерцая романские или готические соборы, вы понимаете, что это целая эпоха со своей философией, со своей жизнью. А потом что было? А потом пришли ренессанс, барокко – это целая история философии, история жизни. А если все уничтожить? Вот мы попытались это сделать в определенный момент нашей истории в XX веке – последствия тяжелейшие.

Почему я говорю обо всем этом? Я говорю: берегите старую Москву, пожалуйста! Никакие утилитарные цели не должны подтолкнуть к тому, чтобы разрушались старинные сооружения, здания, памятники, потому что в Москве очень мало всего осталось. Мы любим Москву, но, как сказал мне один просвещенный европеец: «Ну да, Кремль, несколько кварталов, а дальше-то что? » Вот так своими руками мы уничтожили нашу историческую столицу.

Сейчас мы, конечно, будем строить красивые дома. Вот и у вас напротив небоскреб построили. Но ни один человек не приедет в Москву, чтобы посмотреть на этот небоскреб. Никому в голову не придет из Австралии ехать в Москву, чтобы посмотреть на это чудо, потому что в других местах небоскребы лучше. Они поедут в Сингапур, Гонконг, Дубай и там будут смотреть небоскребы.

Поэтому всякого рода перестройки могут иметь опасные последствия для исторической части Москвы. Конечно, с точки зрения получения прибыли вообще все надо снести и построить заново. Вот тогда будет лишь новация, но не будет традиции, не будет сохранения, в том числе нравственного чувства.

Так что если говорить о соотношении новации и традиции, то тема, как видите, обширная, она касается и политики, и искусства, и духовной жизни – потому что касается человека.

Человек обращен в будущее, но ведь он происходит из прошлого. Мы же учились с вами по учебникам, которые написали не наши современники; мы же оттуда получили то, что сформировало нашу личность. А каждый учебник – это часть традиции. Каждая замечательная книга – это часть традиции. Правда, некоторые сейчас считают, что книги вообще читать не надо, особенно те, что сформировали нашу культурную традицию. Но это глубокое заблуждение.

Нельзя, чтобы в городе сохранялись имена преступников и террористов Я отношусь к числу тех, кто считает, что к переименованию нужно относиться очень осторожно. Переименование – дело всегда непростое. Некоторые просто привыкают к каким-то именам. Кроме того, этот процесс связан с материальными затратами, и массовые переименования всегда будоражат людей и создают лишнее напряжение в обществе.

Но вот о чем мне все-таки хотелось бы сказать. Нельзя, чтобы в городе, в его топонимике сохранялись имена преступников и террористов. Я имею в виду Войкова. Совершенно непрофессионально был проведен этот опрос. Никто ничего не мог отследить – кто, сколько раз и какие кнопки нажимал. Даже если бы такой опрос прошел и пятьдесят с чем-то процентов сказали: «Да не трогайте, привыкли мы, не беспокойте»? Но если место названо в честь того, кого можно прямо назвать убийцей и террористом, то что это будет означать для молодых людей, которые узнают о жизни этого человека? А его имя увековечено в названии станции метро и еще где-то. Вот такие имена нужно убирать.

Я против сноса памятников. Все это должно делаться разумно. Но нельзя в угоду совершенно бесчувственному, утилитарному отношению людей к этой теме не идти на шаги, имеющие очень большое нравственное значение. Не надо повторять то, что сейчас делается в соседней стране. Но разумное изменение названий – это то, что формирует нравственное состояние общества и, если хотите, формирует национальную идею. Это не значит, что все относящееся к советской эпохе нужно переименовывать, как опять-таки соседи делают, ведь имена тех, кто служил Отечеству, кто работал на страну, вне зависимости от политической системы, нужно сохранять. Это достойные люди, мы знаем многих военачальников, академиков, писателей, простых рабочих, и упаси Бог касаться их памяти. Но это не значит, что со словами «Не трогайте эпоху» можно сохранять имена тех, кто запятнал себя невинной кровью.

Любовь – это дар Божий Сегодня очень много, как теперь говорят, вызовов бросается самой идее жизни двух людей во единой плоти, тому, что мы называем таинством брака. Это, действительно, тайна – как два человека, которые никогда друг друга не знали, встречаясь, чувствуют такое влечение друг к другу, которое вытесняет все; как два еще совсем недавно не знавших друг друга человека становятся действительно единой плотью, единым духом. Вообще о теме любви много пишется и говорится. Но если взглянуть на это с философской точки зрения, то что происходит в сознании человека? Апостол Павел в послании к Коринфянам произносит замечательные слова: «Любовь не завидует, не гордится, не мыслит зла» ( см. : 1 Кор. 13: 4–5 ) .

А теперь давайте зададим вопрос: при каких условиях человек может не гордиться собой? При каких условиях у человека не может быть зависти к другому? При каких условиях радость и успехи другого будут восприниматься с б о льшим удовлетворением, чем свои собственные? А ведь в настоящей любви так и происходит. Ведь супруги друг другу не завидуют, если друг друга любят, и не клевещут, и не гордятся друг перед другом. И мне кажется, такое возможно только в том случае, когда в центр своей жизни вы ставите другого человека. Вот вы полюбили друг друга, и оказалось, что в центре жизни – другой человек. А как вы можете завидовать самому себе, центру своей жизни? Как вы можете гордиться перед другим человеком, когда он в вашем сердце, когда он в центре вашей жизни?

Но возникает вопрос: откуда же это чувство? Ведь это же противоестественно! Человек должен себя защищать, он должен себя ставить в центр, он должен убирать всех конкурентов! Что происходит, когда эти невидимые врата сердца открываются и туда входит другой человек, занимая центральное место в жизни? У меня есть только один ответ: это дар Божий. Рационально тут ничего объяснить невозможно.

Конечно, играет некоторую роль внешность человека, предрасположенность людей друг ко другу. Но ведь когда этот «солнечный удар», в хорошем смысле слова, происходит, когда меняется природа человека, когда в его жизни появляется кто-то другой, занимающий центральное место, так что во имя любви к нему ты и жизнь свою отдашь, – конечно, это дар Божий.

Современная цивилизация делает все для того, чтобы человек утратил способность любить другого Современная цивилизация делает все для того, чтобы человек утратил способность любить другого, – такова вся эта светская философия, поставляющая самого себя в центр жизни. Я уже имел возможность сказать на эту тему в проповеди – какой шум поднялся! Может быть, кто-то из вас следил за реакцией на мою проповедь в день Торжества Православия. А ведь я сказал простую вещь, не ставя под сомнение права человека, – я лишь сказал, что если человека сделать абсолютным мерилом истины, то истины не будет. Потому что сколько голов, столько и умов. И если, кроме собственных прав, у человека нет иных идеалов, то использовать их он будет в первую очередь для того, чтобы самого себя удовлетворять. В контексте такой философии – философии, как я ее назвал, человекобожничества, когда человек делается богом, – никакой любви быть не может. Любовь может быть только там, где сердце открывается другому. А без любви мы все умрем – но ведь любовь уходит из жизни. Еще совсем недавно жизнь без разводов была абсолютной нормой. И не буду современную статистику приводить – вы лучше меня знаете. Что с человеком происходит? Почему в какой-то момент времени он вдруг теряет способность удерживать в своем сердце другого в качестве центра жизни?

Что же можно сделать в рамках государственной политики? Очень многое! Нужно думать о нравственном воспитании молодежи. Нужно защищать всеми силами брак и семью. Нужно, чтобы на эти ценности вновь стали работать наш кинематограф, наше телевидение. Посмотрите телевизионные программы, ведь все об одном и том же: измены, обман, деньги. А ведь мы в этом воспитываем наших детей! И как же мы хотим, чтобы человек удержал другого в центре своей жизни? А ведь только это и есть любовь. Когда же появляются дети, возникает тема самоограничения: человек должен отдать часть своей жизни, чтобы воспитать детей, должен отказаться от самого себя. Поэтому все сегодня должно работать на семью, и законы должны защищать семью.

Наша культура, наше искусство должны снова вернуться к идеалу семейных ценностей. У нас есть прекрасные мастера – и режиссеры и актеры замечательные, – так что можно делать прекрасные фильмы, которые будут захватывать человека и являть ему идеал. Если всем этим заниматься не будем, то и семьи не будет. А если семьи не будет – любви не будет. Тогда человек превратится в одинокое страшное существо, которое теряет разум всякий раз, когда ему что-то не понравится. Из выступления на встрече с депутатами Московской Городской Думы 29 марта 2016 года Мы должны научиться нести крест Мы должны научиться нести крест. Сделать это легко, если мы свяжем несение креста со своим счастьем. Если, неся крест, мы становимся более сильными, мудрыми, зрелыми, если, неся крест, мы ценим каждый день, который Бог нам дает, если мы начинаем иначе воспринимать других людей, иначе воспринимать добрый взгляд и доброе слово, если несение креста помогает нам увидеть глубину души другого человека, то мы растем – растем очень сильно и значимо, приближаясь к стяжанию Божиего Царства.

В Священном Писании нет лишних или ложных слов. Если Господь говорит, значит, так оно и есть. Если приходят в нашу жизнь скорби, даже из-за наших ошибок или нашего неразумия, то их нужно принять так, чтобы они стали спасительным крестом, несение которого наполняет нашу жизнь смыслом и открывает врата вечности. И, склоняясь перед Крестом Самого Господа и Спасителя, давайте иначе посмотрим на это изображение. Ведь Он Бог, но и Человек. Он на кресте, Он испытывает невероятные страдания, однако совершает это не ради Себя – Он ради нас это совершает. И если Бог подъял на Себя крестные страдания, чтобы мы обрели спасение, то как же важно для нас уметь нести крест, чтобы кому-то облегчить жизнь, а себе стяжать спасение. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка». Это поклонение, исполненное самого глубокого духовного смысла, ибо, поклоняясь страданиям, мы свидетельствуем о своей вере во Христа, Который через Крест принес спасение всему человеческому роду. Из проповеди после великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове г. Москвы и Литургии в нем 3 апреля 2016 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 апреля 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.

В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.

Комментарии Р. Б. Павел 11 апреля 2016, 19: 00 Здравствуйте Братья и Сестры! С Великим Постом всех. Я благодарен Богу и конечно нашему Верховно-Главнокомандующему ВС РФ за то, что православие возродилось в нашей Святой Руси и прославляется Нашим Одним из Великих Патриархов Руси. Глубокоуважаемый Патриарх Кирилл! Спасибо Вам за слова напутствия, вразумления, искоренения греховности во мне, очищении души и тела, в духовном возрастании, возрождении поврежденности тела и души, веры и надежды в Лучшее что есть и конечно спасении души не только своей но и Окружающих! Спаси нас всех Господи! Елена 6 апреля 2016, 05: 00 Всегда читаю проповеди нашего Патриарха, потому что знаю, что каждый раз найду для себя именно то, что нужно мне сейчас понять. Сохрани его, Господи, и дай сил для дальнейшего служения! тамара 4 апреля 2016, 22: 00 Многая и долгая лета нашему Патриарху Кириллу. Спаси и сохрани его, Господи.

4 апреля 2016, 19: 00 Очень правильно все сказано о любви о семье о душевных ценностях. Посмотрите, куда мы катимся. Ведь так можно дойти до того, что понятие о семье может себя изжить. Ведь, если считалось, что связать себя узами брака-это навсегда, то в настоящее время не престижно. Чем больше браков, тем почетней. А дети всё впитывают, и в конце-концов такой расклад становится нормой жизни. Господи, образумь нас грешных и всели в наши сердца покаяние, смирение и любовь. Да пребудет с вами Господь. Людмила.




Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Времена и эпохи 2016: Битва тысячи мечей / Православие.Ru | Элладская Церковь будет настаивать на ряде поправок в документы Всеправославного Собора / ... | Слово Патриарха / Православие.Ru |
Слово Патриарха: философские аспекты / ... ... Нравится Слово Патриарха: философские аспекты Михаил Маслин Источник: Русская Idea Две книги Святейшего Патриарха Кирилла, изданные Фондом ИСЭПИ, написаны в жанре «Слова», восходящего к самым ранним страницам отечественной книжности [1]. Таковы были тексты древнерусской литературной классики: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и др. «Слова» патриарха – это тексты также и прозвучавшие, представляющие собой образцы торжественной гимнографии, подобные «Слову о Законе и Благодати», произнесенному первым русским митрополитом Иларионом в киевской Десятинной церкви. Однако значение этих двух книг Патриарха Московского и всея Руси не ограничивается торжественным церковным красноречием; они обращены не только к воцерковленным, но и к светским русским людям, ко всем, кого волнует прошлое и будущее нашей страны, русской нации, и шире — судьба человека в современном мире. Метафизическая направленность «Слов» Патриарха ярко проявляется в его последней книге «Слово о традиции и современном обществе». Обращает на себя внимание трактовка в ней проблемы свободы, которая резко контрастирует с точкой зрения догматического марксизма на свободу как «познанную необходимость», ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Слово Патриарха Седмица 3-я Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Дай ...