ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ

  001  002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
работы) ; ученик должен был заучивать напевы, сообщаемые ему учителем; освоение основного круга песнопений церковного года могло, т. о., занимать ок. 7-8 лет. Рукописи, упомянутые в каролингских источниках, не сохранились, в них скорее всего был переписан лишь текст песнопений; высказывалось также предположение, что нотированные источники могли появиться уже в эпоху Карла Великого (Levy. 1998) . Тем не менее в древнейшие, дошедшие до нас певч. книги VIII-IX вв. нотация включена не была (изд. Р. Ж. Эсбером: Antiphonale Missarum Sextuplex. 1963) . Одна из этих книг - франц. Кантаторий рубежа VIII и IX вв. (Италия; Monza. Basilica S. Giovanni. CIX) - открывается гекзаметром, в к-ром автором песнопений объявлен св. Григорий Великий: «Первосвященник Григорий, честью и именем славный … книгу составил сию для певческой школы вслед музыкальной науке во имя Всевышнего Бога». Этот текст, лежащий у истоков просуществовавшей века «григорианской легенды», неоднократно переписывался в раннесредневек. литургических книгах. На миниатюрах в средневек. певч. рукописях часто изображался свт. Григорий, диктующий писцу или записывающий сам мелодии Г. п., с голубем, символом Св. Духа, на плече ( Treitler. 1974; McKinnon. 2001 ) . Имя свт. Григория должно было укрепить авторитет нового певч. стиля; упоминание «музыкальной науки» свидетельствует о том, что уже в это время Г. п. в отличие от др. певч. традиций Запада стало объектом музыкально-теоретической рефлексии, а в процессе его изучения и преподавания развивалась европ. теория музыки.

Немецкие ( санкт-галленские ) невмы. Песнопение «Alleluia. Pasha nostrum» (1 Кор 5. 7) в Антифонарии мессы. Между 980 и 1000 гг. (Санкт-Галлен, Stadtbibl. 339. S. 107 Codices Electronici Sangallenses) Немецкие ( санкт-галленские ) невмы. Песнопение «Alleluia. Pasha nostrum» (1 Кор 5. 7) в Антифонарии мессы. Между 980 и 1000 гг. (Санкт-Галлен, Stadtbibl. 339. S. 107 Codices Electronici Sangallenses) На протяжении IX в. в певч. обиход начала входить муз. нотация. В теоретических трактатах использовались интервальные нотации - известное еще со времен античности буквенное нотное письмо, а также т. н.

дасийная нотация со специальными знаками для ступеней звукоряда. В певч. рукописях ставились т. н. невмы - знаки, указывающие на общее направление движения мелодии, определяющие артикуляцию текста, но не содержащие данных об интервалах напева. Место зарождения невм и обстоятельства их возникновения неизвестны. Прообразом невм послужили знаки лат. просодии, в позднеантичные времена использовавшиеся в грамматике и риторике. К X в. относится появление полностью нотированных Градуалов и Антифонариев, переписанных с помощью неск. региональных видов невменного письма ( St ä blein. 1975; Corbin. 1977 ) . Наиболее развитые системы невменной нотации были характерны для области распространения лотарингского письма ( ркп. Laon. Bibl. municip. 239, X в. ) и для Юго-Зап. Германии (корпус певч. книг из мон-рей Санкт-Галлен и Эйнзидельн в совр. Швейцарии, Санкт-Эммерам в Регенсбурге) . Здесь невмы снабжались дополнительными обозначениями, детально определявшими характер произнесения литургического текста, а также ритмическое удлинение определенных слогов. В рукописях из Юж. Франции (аквитанские невмы) наметилась тенденция к более точному воспроизведению интервального строения мелодий. Несмотря на введение нотации, основным средством распространения Г. п. оставалась устная традиция; рукописные книги использовались прежде всего для контроля за исполнением при обучении пению.

Аквитанские невмы. Причастный антифон «Oportet te Fili» (Лк. 15. 32) в Антифонарии мессы. X в. (Parisin. Lat. 903. Fol. 46v) Аквитанские невмы. Причастный антифон «Oportet te Fili» (Лк. 15. 32) в Антифонарии мессы. X в. (Parisin. Lat. 903. Fol. 46v) Одним из основных вопросов древнейшей истории Г. п. является соотношение нового, франк., стиля с рим. певч. преданием. Источники, созданные в Риме, известны лишь с кон. XI в. и сохранили мелодии, существенно отличающиеся от григорианики. Вместе с тем в ряде случаев можно предполагать существование общих архетипов для мелодий франк. и рим. распевов; нек-рые исследователи говорят о 2 диалектах Г. п. - римском и франкском ( Hucke. 1954; 1975; 1980; 1988 ) . Мелодическое содержание Г. п. было обусловлено не только певч. стилем, пришедшим из Рима, но и традициями, уже существовавшими на территории Франкского гос-ва до Каролингов (см.)

Галликанское пение (; в оформлении григорианского распева заметна активная редакционно-композиторская деятельность франк. певчих и муз. теоретиков. Как для каролингской эпохи, так и для X и XI вв. характерно существенное расширение певч. репертуара, выразившееся в сочинении в традиц. жанрах рим. обряда и в создании новых литургических жанров. На протяжении Х-ХI вв. анонимными авторами сочинялись новые мелодии для Аллилуия) Schlager. 1965; 1968-1987 (; резко расширился репертуар респонсориев утрени) Holman. 1961; Hofmann-Brandt. [1971] (; сочинялись развитые распевы на текст Символа веры) Credo; см. : Miazga. 1976 (, ранее распевавшегося на простую речитационную формулу.
  001  002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

начало жития галла составленного валафридом страбоном кон санкт-галлен stadtbibl sang 562 fol | ипопсалмы греч певч псалтири нач athen bibl nat 2061 fol 10v | canto fratto credo conceptionis кириале-градуале 1599–1600 trento fondazione bibl bernardino 327 | родословие христа евангелии луки книга келлса кон viii нач dublin trinity college library fol 200r | конфракция venite populi paris bibl nat lat 776 fol 72r нач |

Источник текста


Постоянная ссылка: ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера