Русская Церковь лицом к Западу, Русская Церковь обезглавлена - ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
В известных сатирах князя Кантемира они представлены так, как того вполне заслуживали... В области богословия наблюдалось явление, классическое для XVII-XVIII веков: в полемике с католичеством православные прибегали к аргументам протестантов и наоборот. В то время католическое влияние воплощалось в фигуре бывшего фаворита Петра митрополита Стефана Яворского 41. После смерти патриарха Адриана Петр назначил его местоблюстителем патриаршего престола, но вскоре расположение императора обратилось всецело на Феофана Прокоповича. Желая дискредитировать в глазах Петра своего соперника, Стефан представил его вниманию «Записку», а также труд, озаглавленный «Камень веры», косвенным образом обличавший протестантизм Прокоповича; результат оказался прямо противоположным ожиданиям Стефана: он попал в немилость, а Прокопович получил сан епископа; книга была запрещена. В 1728 запрещение было временно снято, но в 1732, при Елизавете, возобновлено опять. В тот момент открыто выступать против протестантизма было бессмысленно, и Стефан поплатился за свое выступление. Однако «Камень веры» – это всего лишь римско-католический трактат (чему подтверждением тот факт, что он был напечатан Пропагандой) , направленный против Прокоповича, и не более того: всякий, кто пытается представить Стефана Яворского защитником Православия, впадает в распространенное заблуждение, которого в своей, высоко нами ценимой, книге, не избежал даже прот.

Георгий Флоровский. Патриарх Иерусалимский Досифей, чьи писания также далеко не свободны от латинского влияния, справедливо разоблачает латинизм Стефана, упрекая его, «что свел-де он все на латинские учения» 42. Мы видим, в каком печальном положении пребывала Русская Церковь в момент начала переговоров с «нонджурерами», и поэтому вполне можем понять опасения восточных патриархов по поводу их возможного исхода. Петра интересовало все что угодно, кроме Православия: он делал реверансы лютеранству, всячески покровительствовал иностранцам, придерживающимся «Аугсбургского исповедания», посещал протестантские храмы. В то же время он присутствовал на католических мессах и находился в дружеских отношениях с апостольским нунцием в России иезуитом о. Миланом, который, как и все русские католики, обладал замечательной проницательностью. Подтверждением проницательности о. Милана служит следующее письмо в Рим: «Только величайшее чудо может заставить Петра поладить с Ватиканом. Слишком велики тому препятствия – ему пришлось бы подчиниться власти папы и требованиям морали, отказаться от своих прихотей и злоупотреблений властью» 43. Мы умолчим здесь о тех скандальных «забавах», которым Петр любил предаваться на виду всего православного народа 44, но именно их, судя по всему, имеет в виду отец иезуит, говоря о «требованиях морали» и о «прихотях».

В то время, пока Церковь терпеливо несла бремя капризов и фантазий самодержца, в народном сознании, и отнюдь не только среди раскольников, он стал ассоциироваться с Антихристом. А лицемерие Феофана Прокоповича переходило всякие пределы: играя смыслом слова «Помазанник», он называл Петра I «Христом». Церковную же недвижимость, земельные угодья, принадлежащие Церкви, государство недрогнувшей рукой конфисковывало на покрытие своих все растущих расходов. Эксплуатация Церкви государством не ограничивалась простым грабежом – не забывали и о людях! В 1711 году вышел закон, предписывающий в каждом приходе держать только одного священника и одного диакона. Другой закон, 1722 года, ограничил количество приходов на каждый участок территории страны, а священнослужители, оставшиеся в результате этого без мест, были насильно забриты в солдаты... Надо же было, в конце концов, как-то восполнять потери, причиняемые бесконечными войнами, столь же разорительными, сколь и кровопролитными!...

В целом, период петровских реформ причинил Церкви больше страданий, чем «Смутное время» или бесконечные поползновения Католицизма утвердиться в России: при Петре была проведена секуляризация всех сторон жизни русского народа и Русской Церкви; божественное право уступило место праву человеческому, теократия – антропократии, христианство – гуманизму.

Мы обрисовали положение Русской Церкви, уделяя больше внимания слабым ее местам, с тем, чтобы пояснить, отчего так, а не иначе, был нами сформулирован вопрос в самом начале этой части: как получилось, что Церковь, недавно обезглавленная Петром, появляется на международной арене именно в этот, столь неблагоприятный период своей истории.

В. Истоки Послания и предшествовавшие ему события Православное богословие, оторвавшись от своих корней, забыв Отцов Церкви и поучения Вселенских Соборов первого тысячелетия, ослабленное владычеством неверных на христианских территориях, использовало против Протестанства, когда его влияние становилось слишком ощутимым, доводы католиков, а затем и протестантские доводы, когда надо было справиться с католическим давлением. В этом контексте мы будем рассматривать Послание, слабые места которого, как мы покажем впоследствии, все же заслуживают по этой причине нашего снисхождения. К этим историческим обстоятельствам прибавляется то, что Православие, вопреки своей воле, было втянуто в серьезный, но не имевший к нему никакого отношения религиозный спор, который попеременно возобновляли папство и протестанты различных течений с целью привлечь Православие к себе в союзники.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

310 святители кирилл афанасий патриархи александрийские | патриархи александрийские слева направо свт кирилл свт афанасий великий свт иоанн милостивый икона xvi | походная церковь 119-го пехотного коломенского полка периода русско-турецкой войны 1877-1878 храме имя блгв александра невского москве фотография 2005 | патриарх александрийский кирилл лукарис портрет неизвестный художник кон | казанская икона божией матери 1990 иконописец архим зинон теодор предстоящими святителями ермогеном тихоном патриархами московскими казанский собор москве |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Русская Церковь лицом к Западу, Русская Церковь обезглавлена - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера