Источник текста

Неделя вторая Великого поста: память свт. Григория Паламы / Articles / Патриархия.ru


Introduction à létude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540 (нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы) по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г. ; см. : PG. 151. Col. 711 (, установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского) † после 1315 (, когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное) PG. 151. Col. 712 (. Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы) см. : Rigo. 1993 (с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю) когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами (вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста) так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября (, — а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых, — как убедительно показал диак.) ныне прот. (Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции) исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний (, — практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в.) Boloudakes.

S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г. (, тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.)

Таким образом, представления об установлении свт. Филофеем триодной памяти свт. Григория Паламы не имеют подтверждения в источниках, в то время как авторство свт. Филофея для канонов и ряда других песнопений ноябрьской службы свт. Григорию Паламе и почитание им 14 ноября как дня смерти святителя (свт. Филофей пишет, что свт. Григорий Палама почил на следующий день после памяти свт. Иоанна Златоуста, то есть 14 ноября; см. : PG. 151. Col. 635) — несомненны. Но, если выбор 14 ноября как дня памяти свт. Григория Паламы очевиден, причины установления триодной памяти святителя менее ясны. Для их выяснения можно прибегнуть к свидетельству главного гимнографического текста триодного последования свт. Григория Паламы — канона. Имя Георгий в акростихе богородичнов, присутствующее в этом каноне, характерно для многих канонов авторства гимнографа IX в. Георгия, поэтому можно предположить, что комплект богородичнов был заимствован из одного из них; однако среди опубликованных канонов Георгия эти богородичны не встречаются. С другой стороны, те факты, что канон был создан около середины XV в. ; что имя Георгий носил в миру один из самых известных православных богословов того времени — патриарх К-польский Геннадий II Схоларий; что свт. Марк Эфесский, оказавший большое влияние на будущего патриарха Геннадия, известен как автор нескольких песнопений в честь свт. Григория Паламы; что сам Геннадий II Схоларий написал канон свт. Григорию Паламе с акростихом «Схоларий» в богородичнах, привели диак. Василия Волудакиса к выводу об авторстве Геннадия Схолария (еще до принятия им монашества) также и для триодного канона свт. Григорию Паламе (Idem. S. 40) . Можно высказать и дальнейшее предположение — что само установление памяти свт. Григория Паламы в неделю, следующую за неделей Торжества Православия, принадлежало патриарху Геннадию Схоларию и имело целью подчеркнуть отказ Православной Церкви от предложенной на Ферраро-Флорентийском Соборе унии с католичеством и других соблазнов того времени.

Вплоть до XVIII в. обе памяти в греческой традиции сосуществовали ( см. : Giagkou. S. 120–127 ) , однако в печатные греческие Минеи последование свт. Григория Паламы не вошло, а к 1-й пол. XX в. ноябрьская память святого в греч. практике практически перестала совершаться ( ср. : Idem. S. 121 ) — помимо отсутствия службы в печатных Минеях этому способствовала большая популярность триодной памяти свт. Григория Паламы, а также сложность соединения службы 14 ноября с более древней памятью этого дня (14 ноября — память ап. Филиппа и заговенье на Рождественский пост) . Уже в XV в. сложность соединения служб свт. Григория Паламы и ап. Филиппа привела к тому, что память свт. Григория Паламы могла переноситься на 13 ноября (когда празднуется память свт. Иоанна Златоуста — так в Типиконе Athen. Bibl. Nat. 2047, составленном в Фессалонике при блж. Симеоне Солунском) , на воскресенье перед 13 ноября или на 5 ноября (см. : Boloudakes. S. 53; Giagkou. S. 121–124) . Можно предположить, что день 5 ноября был выбран для празднования памяти свт. Григория Паламы по той причине, что в этот день отмечается память др. святого по имени Григорий, свт. Григория Александрийского, не имеющая отдельного последования (чаще всего в Минеях в этот день приводится вседневная служба мчч. Галактиона и Епистимии) , а сам день близок к воскресенью перед 13 ноября.

В печатные греческие издания Типикона ноябрьская память не входит в отличие от триодной, которая указывается в Типиконах уже с первопечатного издания ( Венеция, 1545. [S. ] 184–185 ) . Последование святителя в значительной степени вытеснило более древнее триодное последование (отменены канон, посвященный притче о блудном сыне) см. о нем: Bertoniere.

P. 84–87, 94; выводы Г. Бертоньера о службе свт. Григорию Паламе неверны, поскольку он не был знаком с работой диак. Василия Волудакиса; см. также статью Блудного сына неделя (, и другие песнопения — то же, как правило, и в афинских изданиях Постной Триоди; однако в римских изданиях Триоди, напротив, древнее последование сохраняется, а службы свт. Григорию Паламе нет; впрочем, в римском издании Анфологиона 1964 г. она напечатана) , но на литургии нет ни чтений из Апостола и Евангелия, посвященных свт. Григорию Паламе (только рядовые) , ни песнопений в его честь (только недели) , а устав службы в целом можно сравнить с уставом соединения памяти шестеричного святого с воскресным днем. В приходских греческих Типиконах протопсалта Константина (Typikon ekklesiastikon kata to ethos tes tou Christou Megales ekklesias. Konstantinoupolis, 1838. S. 165–166; славянская версия этого Типикона доныне используется в Болгарской Церкви) и принятом ныне в греческой практике Виолакиса Типиконе (Biloakes. Typikon. S. 339–340) устав службы в целом тот же, что и в старопечатных Типиконах, но на литургии появились песнопения святого (чтения по-прежнему только рядовые, поскольку греческая приходская практика избегает соединения двух литургийных чтений) . В Церквах, перешедших на новоюлианский календарный стиль, отдельную проблему составляет устав соединения триодной службы свт. Григория Паламы с последованием праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который в рамках этого стиля может приходиться на 2-ю неделю Великого поста ( см. : Mpekatoros. 1964 ) . В отличие от триодного гимнографического последования свт. Григория Паламы, имеющего сравнительно небольшой комплект песнопений (в первую очередь потому, что оно всегда соединяется с воскресным и, согласно части памятников, триодным последованиями; возможно, также и по причине его первоначально дополнительного значения) , ноябрьская служба свт. Григория Паламы, состав которой несколько различается в ее изданиях (см. : Boloudakes. S. 43–48; Paschos. S. 372–373) , содержит максимально полный гимнографический корпус; несомненно, составивший ноябрьскую службу свт. Филофей Коккин предполагал совершение ее как бденной (см.)

Знаки праздников месяцеслова (. К XX в. регулярное совершение ноябрьской службы свт. Григорию Паламе сохранялось лишь в практике Фессалоники; во 2-й половине XX в. благодаря интересу к наследию свт. Григория Паламы эта служба снова стала получать распространение наряду с триодной, чему во многом способствовали научное издание службы диак. Василием Волудакисом) Boloudakes.

1978 (, а также создание новых песнопений в честь свт. Григория Паламы известным гимнографом XX в. монахом Герасимом Микраяннанитом) см., например, подготовленное им издание службы на юбилей преставления свт. Григория Паламы: Gerasimos Mikragiannanites. 1959 (. Две памяти святителя в русской традиции.)

В русской традиции XV — 1-й половины XVII в. триодная память свт. Григория Паламы была неизвестна (триодное последование 2-й недели Великого поста соединялось, как и в греческой традиции до 2-й половины XV в., с минейным последованием рядового святого) , тогда как ноябрьская память была известна широко — таким образом, в русской традиции до середины XVII в. сохранялась греческая практика 1-й половины XV в. и была неизвестна последующая, что объясняется исторической ситуацией (разрывом отношений между Русской и Константинопольской Церквами в середине XV в.) . Не входя в Минеи, ноябрьская служба свт. Григория Паламы регулярно выписывалась в сборниках служб русским святым и праздникам — или под 14-м (например, рукописи РГБ. Троиц. осн. № 617, XV в. ; № 619 и 628, 2-я пол. XVI в. ; № 626, XVII в. ; ГИМ. Син. № 315 и 317, XVI в.) , или под 5-м (например, рукописи ГИМ. Син. № 677 и 891, XVI в.) ноября. Присутствие службы свт. Григорию Паламе в составе сборников служб русским святым указывает на то, что она была переведена на славянский язык отдельно от основного корпуса минейных служб вероятно в XV в. Неопределенность даты празднования свт. Григория Паламы — то 5, то 14 ноября — сохраняется и в старопечатных московских изданиях богослужебных книг. В первопечатном Типиконе 1610 г. (Л. 306 об. — 307) память свт. Григория Паламы указана под 5 ноября, но с предписанием петь ее в др. (по усмотрению экклесиарха) день, поскольку 5 ноября — память свт. Ионы Новгородского; в изданной в том же году ноябрьской Минее память свт. Григория Паламы указана под 14 ноября (Л. 147) , но вместо текста службы дана лишь отсылка на «Книгу новых чюдотворцев», то есть сборник служб русским святым. В Типиконе 1633 г., в котором по сравнению с Типиконом 1610 г. опущено большинство указаний на особенности рус. богослужебной практики, память свт. Григория Паламы отсутствует; в Типиконе 1641 г. (последнем из печатных дониконовских) память свт. Григория Паламы отмечена 14 ноября, без указания богослужебного последования.

Текст ноябрьской службы среди старопечатных московских изданий был опубликован в дополнительной части (соответствует рукописным сборникам служб русским святым) Трефология 1637 г., а также в дополненных службами русским святым (помещены «за числом», то есть вслед за обычными службами) изданиях Минеи 1645 и 1666 гг. (Минеи Ноябрь и Сентябрь–ноябрь соответственно) . Открывающая текст службы рубрика допускает совершение, при желании настоятеля, всенощного бдения — хотя последование (включающее в себя все элементы для совершения полиелейной службы) не имеет обычных для бденной службы комплектов стихир на стиховне малой вечерни и на литии (в греческом ноябрьском последовании эти стихиры есть; в русском последовании отсутствует также и первый из двух канонов патриарха Филофея — он обращен не только к свт. Григорию Паламе, но и к Трем святителям и поэтому, видимо, не был переведен на славянский язык) .

В ходе богослужебной реформы 2-й половины XVII в. ноябрьское последование свт. Григория Паламы, как не имевшее аналога в современных справе греческих изданиях Минеи, из русской Минеи было исключено, что отразилось и на тексте Типикона: в исправленном московском Типиконе 1682 г. под 14 ноября дается отсылка на 2-ю неделю Великого поста, а из издания 1695 г. и последующих упоминание о службе свт. Григория Паламы 14 ноября вообще исключено. Триодная память, напротив, вводится в русскую практику — она неизменно присутствует во всех изданиях русского Типикона, начиная с московского 1682 г., правленного с использованием греческих старопечатных изданий, и занимает свое место в Постной Триоди (в украинских изданиях Постной Триоди) например: К., 1628, 1648 (, правленных по греческим печатным книгам уже в 1-й половине XVII в., последование свт. Григория Паламы появилось раньше, чем в московских) . Согласно послениконовским русским Типиконам, триодная служба свт. Григория Паламы имеет в целом тот же устав, что и в первопечатном греческом Типиконе, но древние песнопения Триоди, посвященные притче о блудном сыне, сохранены, а на литургии есть, кроме рядовых, и песнопения и чтения святому (прокимен из Пс 48; Евр 7. 26 — 8. 2; Ин 10. 9–16; причастен — Пс 111. 6b) .

Возникший в середине XX в. интерес к наследию свт. Григория Паламы имел одним из своих следствий возобновление печатания ноябрьской службы святителя в русских богослужебных книгах — она присутствует не только в московском издании Минеи 1978–1989 гг. (так называемая зеленая Минея, в которую включено множество ранее никогда не включавшихся в русские издания Минеи служб) , но и в качестве приложения в репринтных воспроизведениях Миней синодальной печати ( например, М., 1997 ) . Славянский текст вновь появившегося в русских Минеях ноябрьского последования свт. Григория Паламы (имеющего вид полиелейной службы без малой вечерни) очень близко воспроизводит текст дониконовских изданий и не только не выверен заново по греческому оригиналу, но даже содержит такие языковые особенности, какие последовательно устранялись в ходе реформы русского богослужения 2-й пол. XVII в.

Состав ноябрьского последования свт. Григория Паламы (древнейшие известные рукописи: Athen. Bibl. Nat. 2008, 1365–1375 гг. ; Vindob. Gr. Theol. 201, 2-я пол. XIV в. ; анализ последования) без учета второй из названных рукописей (: Boloudakes.)

S. 43–71; греческий текст: Ibid. S. 73–143 (включает в себя) не считая богородичнов (: два отпустительных тропаря 4-го плагального) т. е. 8-го (гласа) Orthodoxias hodege, eusebeias didaskale: (Православия наставниче, благочестия учителю:) и Orthodoxias ho phoster, Ekklesias to sterigma: (Православия светильниче, церкве утверждение:) ; в русской Минее — только один тропарь, Православию наставниче, святителем украшение: , являющийся (несмотря на свое начало) сокращенным вариантом второго из двух указанных греческих тропарей (; кондак на подобен «Взбранной Воеводе»: To tes sophias hieron kai theion organon:) Премудрости священный и божественный орган: (с икосом; канон Трем святителям и свт. Григорию Паламе) в русской Минее его нет; 4-го плагального гласа; акростихи: в тропарях: Ton theologon synodon hymno ton megalon (Богословов великих единомышленника воспеваю) , в богородичнах: Philotheos (Филофей) ; ирмос: hArmatelaten Pharao ebythise: ( Колесницегонителя фараоня погрузи: ) ; начало: Ton theologon ton trion ton sympnoun (Единодушного трем Богословам) (; канон свт. Григорию Паламе) есть и в греческом, и в русском последованиях; 1-го гласа; акростихи: в тропарях: Stathmen anymno dogmaton ton entheon (Богодохновенное правило догматов воспеваю) , в богородичнах: Philotheos (Филофей) ; ирмос: Sou he tropaiouchos dexia: ( Твоя победительная десница: ) ; начало: Sy ton charismaton te pege (Ты дарований источнику) (; несколько седальнов) различаются в разных рукописях; немаловажно, что русское последование содержит тот же набор седальнов, что и древнейшая рукопись греческая последования, Athen. Bibl. Nat. 2008, тогда как в позднейших греческих рукописях корпус седальнов меняется (; светилен; 14 самогласнов) включая славники; в русской Минее — только 4, по причине отсутствия стихир на литии (8 самогласнов) и на малой вечерне ( и 5 циклов стихир-подобнов ) в русской Минее — только 4 () количество и состав стихир различаются в рукописях; данные приведены по изданию диак. Василия Волудакиса (. Последование составлено свт. Филофеем Коккином, но не все песнопения были написаны им заново — ему принадлежат оба канона и кондак с икосом, светилен, стихиры-подобны) по крайней мере часть (, вероятно, седальны, — тогда как, например, 12 из стихир-самогласнов заимствованы) с небольшими изменениями (из последований вмч. Димитрия Солунского) 6 самогласнов (, святителей Иоанна Златоуста) 2 самогласна (, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Афанасия Афонского) по 1 самогласну (. Заимствование песнопений из службы вмч. Димитрия Солунского объясняется тесной связью свт. Григория Паламы с Фессалоникой, из других указанных служб — сопоставлением свт. Григория Паламы с великими богословами прошлого и с афонским монашеством) Boloudakes.

S. 63–69 (. Сопоставление свт. Григория Паламы с величайшими православными богословами является основной темой и первого из двух канонов авторства свт. Филофея, свт. Григорию Паламе и Трем святителям; во втором его каноне и других написанных свт. Филофеем песнопениях не раз поэтически поднимаются темы нетварного Света и учения свт. Григория Паламы о Боге) см., напр. : Ibid. S. 64–65 (.)

Греческий текст написанных свт. Филофеем Коккином ноябрьского последования и Жития свт. Григория Паламы был впервые издан в 1784 г. в Вене прп. Афанасием Паросским (см. : BZ. 1899. Bd. 8. S. 71–73; Petit. P. 101–102) ; корпус седальнов и стихир в этом издании значительно отличается от выписываемых в рукописях, что заставляет предположить авторство самого прп. Афанасия для части из них (Boloudakes.)

S. 57–59 (; на утрене здесь — 2 канона, второй из указанных выше) 1-го гласа (и из триодного последования; в книге также приведены два канона свт. Григорию Паламе для пения на молебне: авторства прп. Афанасия Паросского, 4-го плагального) т. е. 8-го (гласа, с обратным алфавитным акростихом от омеги до каппы в 1–6-й песнях) кроме богородичнов (, ирмосы и богородичны взяты из малого молебного канона Божией Матери, начало: hOs organon theion tou Pantourgou) Как божественный орган Вседетеля (, и авторства) согласно прп. Афанасию; канон выписан — позднейшей рукой — и в Athen. Bibl. Nat. 2008, без указания атрибуции ( монаха Манассии, 2-го плагального ) т. е. 6-го (гласа, с поврежденным акростихом, ирмос: hOs en hepeiro:) Яко по суху: (, начало: Kata to plethos ton ponon kai odynon) По множеству тягот и скорбей () Boloudakes. S. 148–170 (.)

Последование свт. Григория Паламы, помещенное в современной греческой и славянской Постной Триоди в неделю 2-ю Великого поста, включает в себя: тропарь 4-го плагального ( т. е. 8-го ) гласа: Orthodoxias ho phoster, Ekklesias to sterigma: (Православия светильниче, церкве утверждение:) ; канон 4-го гласа, без акростиха (но с именем песнописца Георгия в акростихе богородичнов) , ирмос: Anoixo to stoma mou: ( Отверзу уста моя: ) , нач. : Retoron hoi entheoi kai theologon hoi prokritoi (Риторов божественнии, и богословов изряднии) ; кондак с икосом; седален; светилен; 2 самогласна и 2 цикла стихир-подобнов (самогласны в последовании взяты из служб свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста; подобны отсутствуют в ноябрьском последовании свт. Григория Паламы согласно современной русской Минее, но известны по греческим рукописям ноябрьского последования) первая группа подобнов — только по позднейшим () . Все последование приписано авторству патриарха Филофея Коккина, что является ошибкой — главная составляющая последования, канон, ему не принадлежит (возможно, автор канона — патриарх Геннадий Схоларий; свт. Филофею, как было показано выше, принадлежат каноны не триодной, а минейной службы свт. Григорию Паламе) , хотя ряд мелких песнопений, совпадающих с песнопениями ноябрьской службы и известных по древнейшим рукописям, действительно были написаны свт. Филофеем; атрибуция ему всего триодного последования свт. Григория Паламы целиком обязана своим появлением тому, что свт. Филофей был широко известен как автор ноябрьской службы (Boloudakes. S. 33–41; Paschos. S. 368–371) .

Кроме канонов, вошедших в ноябрьское и триодное последования свт. Григория Паламы, по греческим рукописям известен еще один канон свт. Григорию Паламе на 14 ноября, плагального 4-го ( т. е. 8-го ) гласа, с акростихом: Theion Theoj se tois brotois doron nemei (Божественный дар Бог тебя смертным дает) , ирмос: hArmatelaten Pharao ebuthise: ( Колесницегонителя фараоня погрузи: ) , нач. : Theias Theou athanasias, endoxe (Божественного бессмертия Бога, преславне) (Tameion. S. 94) , а также канон свт. Григорию Паламе, написанный патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием, 2-го гласа, с акростихом: hE se polis stephei se tois hymnois, pater (Град твой гимнами тебя венчает, отче) и именем Схоларий в богородичнах, ирмос: Deute, laoi, asomen: ( Приидите, людие, воспоим: ) , нач. : hE epi soi lampsasa charis tou Pneumatou (Осиявшая тебя благодать Духа) ( издание: Siderides. )

Oeuvres completes Ed. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. P., 1931. Vol. 4. P. 394–397 (. В XX в. монахом Герасимом Микраяннанитом было написано множество новых песнопений свт. Григорию Паламе, как в отдельности) два полных последования, молебный канон, акафист и др. (, так и вместе с другими святыми) полное последование, молебный канон и акафист святителям Фотию Константинопольскому, Марку Эфесскому и свт. Григорию Паламе; полное последование Трем святителям и свт. Григорию Паламе; молебный канон прав. Анне, матери Пресв. Богородицы, ап. Андрею Первозванному, вмч. Димитрию Солунскому, святителям Феоне Солунскому и свт. Григорию Паламе и прп. Иоанну Кукузелю и другие () Paschos. S. 374–375 (.)

Помимо отдельных памятей свт. Григорий Палама поминается в службе собора Афонских святых во 2-ю неделю по Пятидесятнице. Во 2-й половине XX в. в православном мире также получили распространение иконографические изображения и гимнографические последования Собора Трех новых святителей или Трех столпов Православия — святителей Фотия Константинопольского, Марка Эфесского и Григория Паламы. Лит. : Siderides X. A.

Gennadiou Scholariou kanon eis Gregorion ton Palaman Gregorios Palamas. Thessalonike, 1921. T. 5. S. 137–141; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 101–102, 244–245; Gerasimos Mikragiannanites, mon.

hIera hymnologia en te mneme tou hagiou patros Gregoriou archiepiskopou Thessalonikes tou Palama: epi to heortasmo tes hexakosiostes epeteiou apo tes en Kyrio koimeseos tou hagiou 14 Noembriou 1359 — 14 Noembriou 1959. Thessalonike, 1959; Mpekatoros G.

Gregorios ho Palamas: Taxis latreias ThEE. 1964. T. 4. St. 794–796; Boloudakes B., диак. [ныне прот. ] Akolouthia tou en hagiois patrou hemon Gregoriou archiepiskopou Thessalonikes tou Palama. Peiraieus, 1978; Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni RSBN. 1993 [1994]. Vol. 30 (N. S.) . P. 155–202; Bertoniere G.

The Sundays of Lent in the Triodion: The Sundays Without a Commemoration. R., 1997. ( OCA; 253 ) ; Giagkou Th. X.

hO heortasmos tes mnemes tou hagiou Gregoriou Palama hO hagios Gregorios ho Palamas sten historia kai to paron: Praktika diethnon episthmonikon synedrion Athenon (13–15. 11. 1998) kai Lemesou (5–7. 11. 1999) Ep. G. I. Mantzarides. hAgion Oros, 2000. S. 113–128; Paschos P. B.


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

22 декабря - празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» / Articles / Патриархия.ru | 24 января - память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника / Articles / Патриархия.ru | 15 марта - празднование в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы / Articles / Патриархия.ru | 17 марта - память Святого благоверного князя Даниила Московского / Articles / Патриархия.ru | 23 января - память святителя Феофана, затворника Вышенского / Articles / Патриархия.ru | 9 февраля - перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста / Articles / Патриархия.ru | Святая праведная блаженная Матроно, моли Бога о нас! / Articles / Патриархия.ru | 27 февраля - память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского / Articles / Патриархия.ru | 7 февраля - память святителя Григория Богослова / Articles / Патриархия.ru | 3 февраля - память преподобного Максима Грека / Articles / Патриархия.ru | 2 марта — память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца / ... | Неделя вторая Великого поста: память свт. Григория Паламы / Articles / Патриархия.ru | Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка / ... |
Неделя вторая Великого поста: память свт. ... ... agkou. S. 120–127 ) , однако в печатные греческие Минеи последование свт. Григория Паламы не вошло, а к 1-й пол. XX в. ноябрьская память святого в греч. практике практически перестала совершаться ( ср. : Idem. S. 121 ) — помимо отсутствия службы в печатных Минеях этому способствовала большая популярность триодной памяти свт. Григория Паламы, а также сложность соединения службы 14 ноября с более древней памятью этого дня (14 ноября — память ап. Филиппа и заговенье на Рождественский пост) . Уже в XV в. сложность соединения служб свт. Григория Паламы и ап. Филиппа привела к тому, что память свт. Григория Паламы могла переноситься на 13 ноября (когда празднуется память свт. Иоанна Златоуста — так в Типиконе Athen. Bibl. Nat. 2047, составленном в Фессалонике при блж. Симеоне Солунском) , на воскресенье перед 13 ноября или на 5 ноября (см. : Boloudakes. S. 53; Giagkou. S. 121–124) . Можно предположить, что день 5 ноября был выбран для празднования памяти свт. Григория Паламы по той причине, что в этот день отмечается память др. святого по имени Григорий, свт. Григория Александрийского, не имеющая отдельного последования (чаще всего в Минеях в этот день приводится вседневная служба ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Introduction à létude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du ...