Полемичность Шестоднева

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014
В начало текстаВ конец текста
Нельзя понять Новый Завет, не зная Завета Ветхого. И нельзя понять во всех деталях мир Ветхого Завета, если не знать того религиозного мира, что ему предшествует и его окружает — мира языческого. Да, язычество присутствует на страницах Библии. Речь не идет о простых заимствованиях; мир язычества так присутствует на страницах Писания, как античная философия присутствует на страницах книги Оригена “Против Цельса”. Цитаты явные и скрытые; цитаты опровергаемые и цитаты, используемые лишь для того, чтобы с помощью языческих мудрецов опровергнуть суждения язычников же. Ориген и предшествовавшие ему апологеты пробуют составить христианский катехизис из языческих философских текстов. Историк философии, видя, как обращаются раннехристианские авторы с философскими цитатами, как вырывают их из контекста и заставляют греческих мудрецов говорить то же, что и еврейская Библия, может лишь возмущенно схватиться за голову. Но то, как одна культура опознает нечто в другой как “свое” или отторгает как радикально чужое, не всегда соответствует строгим требованиям научной герменевтики.

Так же и библейские авторы, совершающие свой труд среди несравнимо более древних и более богатых традиций Египта, Междуречья, Ближнего Востока, были обречены на взаимодействие с ними. Свое знание они получили от Того, Кто выше всех культур. Но передать его они должны были людям, погруженным в мир культурных стереотипов, причем стереотипов не только и не столько своей собственной израильской культуры, сколько соседних цивилизаций: народ, к которому обращались пророки, поглядывал в сторону Египта или Вавилона с не меньшей похотью, чем современный российский обыватель на Америку или Швейцарию. Поэтому слово Откровения надо было облекать не просто в человеческое слово и не просто в материю своей культуры. Неизбежно было учитывать, какие стереотипы языческого мировоззрения еще живы в душах и в языке людей. Как на страницах раннехристианских апологетов, так и на страницах древнееврейских пророков многие языческие цитации появляются именно потому, что на эти темы любят говорить язычники. И надо оспорить эти тезисы язычников — но для этого надо говорить на их же языке… Сравнительно-атеистическое религиеведение любит указывать параллели между библейскими повествованиями и языческими мифами. И делать вывод: вот, мол, это результат заимствований. Так вообще всю историю мировой литературы легко свести к истории плагиатов и цитат. Но даже в литературе прикосновение гения к прежнему материалу позволяет лучше понять масштаб его дарования. Кто бы помнил сюжет народной книги о докторе Фаусте, если бы к нему не прикоснулся Гете? И кого бы интересовали семейные интриги датской династии, изложенные в древней хронике, если бы о них не рассказал Шекспир? Так и при анализе библейской реинтерпретации мифологического материала малоинтересно лишь отметить, что некоторые сюжеты повторяются. Гораздо интереснее заметить те детали, акценты и пропуски, которые представляет именно библейская версия. И тогда там, где анти-библеисты прошлого века видели механическое заимствование и копирование, откроется нечто противоположное: сознательная и систематическая полемика. И тот текст, который в библиотечных каталогах отмечен как “древнееврейская мифология”, предстанет первым в мире грандиозным проектом демифологизации.

Любая культура гораздо “экуменичнее”, чем хочется ее идеологам. Школа книжников и жрецов призвана охранять свое и не слишком склонна к заимствованиям. Но обыденное мышление несравненно более открыто к синкретизму. При пересказе от рынка к рынку и от кухни к кухне предания разных народов, предсказания разных пророков и подвиги разных героев перемешиваются. Эту смесь не дерзнет занести на свои страницы образованный книжник, но всем амулетам и всем басням найдется место в домашнем обиходе простолюдина 1. Так сосуществуют закрытая “эзотерика” жрецов и открытый всем ветрам и мифам эзотерический синкретизм массы. Но в Израиле — едва ли не впервые в истории человечества — “книжники” подняли открытый, сознательный и систематический бунт против эзотерической религиозности своего народа. Тысячелетие спустя после Моисея ионийцы также дерзнули пойти путем демифологизации, начали искать первоначала бытия и создавать первые философские системы. В греческих философах, занимавшихся десакрализацией космоса, их соотечественники увидели атеистов. Не заподозрили ли бы они нечто подобное и в Моисее? Во всяком случае римский полководец, вошедший в Святая святых Иерусалимского храма, явно был близок к этому… Да и в целом Библия — наименее “сакраль­ное” из всех священных писаний. В ней нет инструкций о том, как строить третьи глазки, как по утрам промывать чакры или будить в себе зверя Кундалини. Это рассказ о народе-бого­борце ( Быт 32: 28 ) и о Человеке, убитом на кресте… О всех религиях мира можно сказать, что они созданы народами. О религии Израиля этого сказать нельзя: из текстов Ветхого Завета один вывод следует бесспорно: перед нами религия, навязанная народу.

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

полемичность шестоднева |

Источник текста


Постоянная ссылка: Полемичность Шестоднева
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера