> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Архимандрит Филипп (Симонов): История Церкви не терпит халтуры — ...

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Архимандрит Филипп (Симонов) : История Церкви не терпит халтуры 19. 12. 2017 14: 11 Десять лет назад на историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова возродили кафедру истории Церкви. Удалось ли ей стать на факультете «своей»? Как менялось отношение студентов к новой дисциплине? Над какими вопросами сегодня бьется церковно-историческая наука? На вопросы интернет-журнала «Татьянин день» ответил заведующий кафедрой профессор Вениамин Симонов, он же архимандрит Филипп. «Клерикализация» или «положение обязывает»? — Отец Филипп, в этом году кафедре истории Церкви исполнилось 10 лет. Как за прошедшее время изменилось отношение научного сообщества к этой дисциплине? — Научное сообщество — это слишком большая и аморфная категория, и я бы не стал утверждать, чтобы у него в целом могло бы быть определенное единое отношение к чему-то конкретному. Чтобы отношение сформировалось, необходимо иметь адекватное представление об объекте — на научном, а не на бытовом уровне. А каждый из нас осваивает, обычно, на таком уровне только свою отрасль знания. Даже среди историков степень личной вовлеченности в историко-церковную проблематику очень разная: нам пришлось в этом убедиться, когда мы собирали авторские коллективы для наших учебных изданий.

Конечно, был, например, академик-математик Борис Викторович Раушенбах, который с позиций высшей математики не только решал проблемы искусствоведения, но и предложил доказательство Троичности Бога. Но это — редкие счастливые исключения.

Что касается сообщества специалистов — оно весьма сплоченно, в том числе — вокруг известных научных историко-церковных центров, таких как Научный совет РАН «Роль религии в истории», исследовательские центры в академических институтах, в ведущих светских вузах, в Свято-Тихоновском университете, церковно-научный центр «Православная энциклопедия», в последние годы на личностном уровне сомкнувшийся с «Большой российской энциклопедией», наконец, наша факультетская археографическая лаборатория — ведущий отечественный археографический центр.

Много ярких имен церковных историков связано с духовными школами — отцы Владислав Цыпин, Георгий Митрофанов, Макарий (Веретенников) , Алексей Константинович Светозарский, Алексей Иванович Сидоров и другие. Есть определенные «заделы», которые, при надлежащем с ними обращении, могут стать реальными научными центрами — например, реализованный из идеи в реальность при содействии наших специалистов (прежде всего, трудами профессора Ирины Васильевны Поздеевой) Музей Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.

Архимандрит Филипп (Симонов) и протоиерей Владислав Цыпин на круглом столе, посвященном 10-летию воссоединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви Есть много заинтересованных специалистов в регионах, работающих весьма плодотворно на разном материале (прежде всего — местном) : кто-то — в определенной изоляции, кто-то — в той или иной степени вовлеченности в деятельность складывающихся или уже сложившихся научных центров.

Есть возможности международного научного общения, к которым присоединились и мы в качестве не только участников, но и организаторов: мы непременно участвуем в организации факультетских научных форумов, национальных и международных, объединяем наши усилия с археографической лабораторией, а в ноябре 2011 г. кафедра выступила организатором международной научной конференции «Современные проблемы изучения истории Церкви».

Есть, наконец, определенное общественное внимание к историко-церковной проблематике, периодически стимулируемое некими привнесенными моментами, к истории Церкви отношения не имеющими (вроде дискуссии об «Основах православной культуры» в школе, столь же известной, сколь и бесплодной, как большинство попыток современных научно-общественных дискуссий) .

Что касается коллектива истфака (это — самое близкое к нам научное сообщество, участниками которого мы считаем и себя) , то в течение десяти лет, как мне кажется, сформировалось понимание не только нужности и естественности историко-церковной проблематики в педагогической и научной деятельности факультета, но и возможности некоего междисциплинарного бытия — например, совместного обсуждения диссертационных исследований (эта инициатива принадлежит заведующему кафедрой новой и новейшей истории профессору Льву Сергеевичу Белоусову) или участия в подготовке учебных пособий для студентов факультета (такую инициативу выдвинули мы и были очень рады, когда она была поддержана не только «братской» кафедрой истории средних веков, но и кафедрой археологии, например) . — А как относятся студенты? Были ли конфликтные ситуации, есть ли они сейчас? — Ну, как могут относиться студенты к поточному курсу, по которому нет учебника, и все приходится учить с голоса и «на подножном корму»? Я думаю, те, кто в итоге не попадает к нам на кафедру, вряд ли испытывают большое удовольствие и от объема материала, и от наших требований. Недавно мне рассказали такую историю: у двери аудитории, где идет экзамен по истории Церкви, сидит студентка, что-то дочитывает, что не успела; мимо проходит старшекурсник и отечески спрашивает: — Что сдаешь? — Историю Церкви. — Кому? — Симонову.

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

  • Вам может быть интересно:

    российские религиоведы создали профессиональное сообщество | российские религиоведы создали профессиональное | научно-образовательной теологической ассоциации | сравнительное обличительное богословие | фома магистр |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Архимандрит Филипп (Симонов): История Церкви не терпит халтуры — Московская городская епархия Русской Православной Церкви
    > Помогите ребёнку на реабилитацию <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера