Источник текста

Церковный протокол, Часть 9 - читать, скачать


Издавна лица, принадлежащие к духовному сословию, носили одежду, соответствующую их сану. В России до 1917 года священнослужители обязаны были появляться в публичных местах в подрясниках и рясах, с наперсными крестами. Но в советской России это стало запрещаться богоборческой властью. Кроме того, приходское духовенство стало носить вне храма гражданскую одежду для того, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, которые из-за господствующего атеистического настроя могли быть агрессивными. Следует подчеркнуть, что первыми от обязательного ношения одежды своего сана избавлялись представители обновленческого духовенства, стремившиеся к «освобождению» от древних традиций Вселенской Церкви.

Прежде всего необходимо помнить, что в Святой Земле, как и на всем Православном Востоке, принято, чтобы священники не только в храме, но и повсюду появлялись в подряснике и рясе. Поступающие иначе роняют авторитет своей Поместной Церкви и утрачивают уважение к себе со стороны членов местной православной общины. В Греции и на Кипре духовные лица также всегда ходят только в платье, присущем своему сану. Если из–за жаркой погоды священнослужитель облачен лишь в подрясник, ряса должна быть у него в руках. Общепринятый головной убор – скуфия черного цвета. Во внебогослужебное время монашествующие священники носят камилавку, во время богослужений или на официальных мероприятиях на нее сверху надевают наметку. Остальное духовенство в этих случаях должно ходить в камилавках.

Вместе с тем в некоторых государствах, например, в Турции, представителям всех конфессий законодательно запрещено носить духовное платье вне храма. Несмотря на это многие священнослужители, прибывающие в Турцию из–за границы, и на территории этой страны не снимают духовную одежду.

На православном Востоке священнослужители, преподавая благословение, как правило, не крестят рукой, а дают правую руку для целования или кладут ее на голову лица, испрашивающего благословение. Человека нецерковного священнослужителю вполне позволительно приветствовать обычным рукопожатием.

Евхаристическое общение между Поместными Православными Церквами предполагает участие клириков Русской Православной Церкви в совместных богослужениях. Если богослужение совершает Предстоятель Поместной Православной Церкви, то он один надевает на службе митру. Все другие архиереи вместо митры надевают клобук. Все сослужащие Патриарху епископы могут быть в митрах только в том случае, если за богослужением совершается епископская хиротония. Исключением является Греция, где все епископы в присутствии архиепископа Афинского всегда служат в митрах. Если служит один архиерей, то митру может носить только он. Все остальные лица, в том числе архимандриты и митрофорные протоиереи, не имеют на это права. В отличие от России архиерейская мантия на Востоке употребляется только красного цвета.

На православном Востоке нет традиции торжественной встречи Патриарха архиереями, существующей в России. Прибывшие в храм архиереи проходят в алтарь, облачаются и в алтаре ожидают начала Литургии. Гостю – представителю другой Поместной Церкви – при служении предоставляется почетное место, согласно диптиху, если это архиерей. Если это архимандрит или протоиерей, то его место будет одним из первых после епископов данной Поместной Церкви. В любом случае на Востоке приоритет чести принадлежит черному духовенству, и белый священник почти никогда не занимает место выше монаха.

Существуют некоторые различия в порядке совершения богослужений. Утреня всегда совершается только утром. Если служит архиерей, то он, как правило, заходит в храм во время богослужения, после канона, и, не вступая в алтарь, восходит на кафедру, находящуюся с правой стороны храма. Во время произнесения ектений архиереи и пресвитеры могут садиться, но шестопсалмие выслушивают стоя. Традиционно в конце канона архиерей сам поет все катавасии, тогда как у нас в России они исполняются певчими сразу вслед за ирмосами. Облачение архиерея происходит чаще всего в конце утрени и совершается либо в алтаре, либо в центре храма, либо около кафедры (так происходит в монастырях Святой Горы Афон) . Существует строгий порядок употребления архиереем омофоров: большой омофор используется в самом начале Литургии, до чтения Апостола, в малый омофор архиерей облачается на «Херувимской» и не снимает его до конца службы. На Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Нередко на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и следует возглас: «Благословенно Царство». Если есть входной стих, то он поется или архиереем, или всем духовенством, а не только возглашается, как принято у нас в России. Малый вход совершается вокруг архиерейской кафедры. Возглас «Господи, спаси благочестивыя» произносится однократно сначала диаконом, затем архиереем, а потом хором. Завершающую фразу возгласа: «И услыши ны» – произносит диакон, а за ним повторяет хор. Иногда, впрочем, «и услыши ны» поет сам служащий архиерей или иерей.

Во время пения «Трисвятого» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на три стороны, произнося каждый раз: «Господи, Господи, призри с Небесе, и виждь... ». Сослужащее духовенство между возгласами архиерея поет «Трисвятое» особым протяжным напевом. Во время чтения Евангелия архиерей без омофора стоит с жезлом в руках на солее у Царских врат, лицом к народу. По окончании чтения также с жезлом в руках прикладывается к Евангелию и осеняет верующих трикирием.

На православном Востоке нередко существенно сокращаются ектении. Часто опускается ектения об оглашенных, но духовенство вычитывает молитвы об оглашенных и верных. Ектения об оглашенных не произносится в Греции и на Кипре, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства. Заупокойной ектении в грекоязычных Православных Церквах не существует, подобная ектения – чисто русская традиция. Часто сразу после чтения Евангелия произносится возглас: «Яко да под державою Твоею... » – и звучит «Херувимская песнь». Когда Божественную литургию служит Патриарх, омовение рук совершает не только Предстоятель, но и все остальные сослужащие архиереи по старшинству хиротонии, и каждый из них по умовении рук благословляет народ. При этом часто умовение рук происходит не в царских вратах, как практикуется в России, а на солее. Во время пения «Херувимской» архиерей читает молитву, а затем сам совершает каждение, держа в правой руке кадило, а в левой – жезл (жезл, как правило, бывает без сулка) .

Великий вход совершается не как в России – только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм но периметру. Старший служащий диакон идет с дискосом, произнося во время этого шествия: «Всех вас – православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем... », причем этот возглас может повторяться дважды. На Литургии, совершаемой в иерусалимском Храме Гроба Господня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христиан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Если служит Патриарх, то он, принимая Чашу в царских вратах, поминает других Предстоятелей Поместных Церквей по диптиху. Затем передает дискос старшему епископу со словами: «Помяни мя, брат». В свою очередь старший епископ поминает Патриарха. Если служат два архиерея, один из которых является представителем другой Поместной Церкви, то во вторую очередь дискос передается ему и он поминает своего Патриарха. Священнослужитель с дискосом в руках совершает поминовение живущих, с Чашей – умерших. При этом часто называются имена, перечисление которых может занять довольно продолжительное время.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Церковный протокол, Часть 9 - читать, скачать |
Церковный протокол, Часть 10 - читать, скачать ... Молитвы Тесты Церковь Аудио Видео Библия Схемы Словарь Родителям Знакомства Фоторассказы Худ. литература Паломнику Форум Азбука веры Православная библиотека Справочники Церковный протокол Древо сайта Вход Регистрация Настройки Скачать: mobi epub fb2 pdf Оригинал: pdf еп. Марк (Головков) Церковный протокол Часть 9 Часть 10 Часть 11 ► Литература 1. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Письма духовнику. – М. : Сре тенский монастырь, 2000. – 304 с. 2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Издательство Московской Патриархии. – М., 1998. – 912 с. 3. Амвросий (Оптинский) , иеросхимонах, преподобный. Собрание писем (репринт) . – М. : «Паломник», 1995. – 343 с. 5. Аристарх (Лоханов), игумен. Что надо знать о православном церковном этикете. – М. : Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга», 1999. – 48 с. 6. Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол Пер. с англ. Ю. П. Клюкина, В. Пастоева, Г. И. Фомина. Изд. 2. – М. : «Международные отношения», 2003. – 416 с. 7. Лисовой Η. Н. Награды Русской Православной Церкви. М. : «Продюсерский центр “Ферт”», 2001. – 78 с. 8. Лядов Π. Ф. История ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Церковный протокол, Часть 9 - читать, скачать
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"